Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Контроль знаний » инструменты контроля
тесты

Тесты по биологии.

 

1.      Понятие о тестах

 

      В последние годы в учебных заведениях начали использовать тесты в качестве средства  для объективного контроля знаний учащихся. Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа. Существуют тесты, позволяющие проверить усвоение учащимся знаний на разных уровнях:

-         узнавание,

-         воспроизведение

-         умение

-         навык

-         творчество.

      Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Наибольшую трудность вызывает составление тестов для проверки умений и навыков учащихся. Большинство тестов, использующихся в настоящее время, проверяют знания учащихся основных биологических терминов, понятий и закономерностей. С помощью тестов легко проверить следующие группы учебных элементов:

-         элементы строения тех или иных биологических структур;

-         состав и количество тех или иных биологических систем;

-         последовательность событий и процессов;

-         причинно-следственные связи между событиями;

-         названия особенностей и функций тех или иных веществ и структур;

-         содержание терминов, понятий

-         прогнозирование результатов тех или иных воздействий на биологические системы

-         вклад ученых в развитие биологии

      В учебном процессе на кафедре  медицинской биологии и генетики КГМУ используются тесты нескольких типов:

-         закрытые тесты с выбором одного  правильного ответа (реже – нескольких правильных ответов)

-         открытые  тесты, требующие формулировки краткого ответа

-         открытые  тесты, требующие формулировки развернутого ответа.

 

Познакомьтесь с тестами этих типов.

 

 2. Образцы тестов.

 

2.1. Закрытые тесты (с одним правильным ответом)

1.      К прокариотам относят

А) возбудителя гриппа

Б) зеленую эвглену

В)кишечную палочку

Г) возбудителя малярии

2.      В эукариотической клетке ……… содержат молекулу ДНК.

А) лизосомы

Б) митохондрии

В) рибосомы

Г) миофибриллы

3.      При митозе последним из ниже перечисленных событий является

А) разрушение ядерной оболочки

Б) расхождение хромосом

В) выстраивание хромосом в области экватора веретена деления

Г) утолщение и укорочение хромосом

4.      При изучении генетики человека НЕ используют такой метод как

            А) цитогенетический

Б) близнецовый

В)гибридологический

Г) популяционный

5.      ….. открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки – зиготы.

А) Р.Гук

Б) Р.Вирхов

В) А.Левенгук

Г) К.Бэр

Д) Т.Шванн

6.      Как называется реакция матричного синтеза, во время которой ферменты и вспомогательные белки из исходной (материнской) молекулы ДНК и свободных нуклеотидов синтезируют две новые (дочерние) молекулы ДНК – одинаковые копии исходной молекулы ДНК?

А) трансляция

Б) репликация

В) репарация

Г) транскрипция

     К сожалению, иногда встречаются неправильно составленных или не совсем удачные тесты. Наиболее часто при составлении закрытых тестов допускаются следующие ошибки:

-   тест содержит не один, а два правильных ответа

-   неудачен подбор вариантов ответов, существенно облегчающий поиск правильного ответа

-   тест составлен по учебному материалу, существенно выходящему за рамки учебной программы, который не способствует более глубокому пониманию изучаемого по программе учебного материала

-   имеются неправильные (ненаучные) термины

-   ответ содержит заведомо ложную информацию

-   отсутствует правильный ответ

-   содержание не соответствует научным представлениям. 

                                                                                                                                                 

2.2. Открытые тесты, требующие краткого ответа.

  1. Кроссинговер происходит во время  ………..  первого мейотического деления.
  2. АТФ при фотосинтезе образуется во время  ……………….. фазы.
  3. Приведите пример белка, выполняющего регуляторную функцию.
  4.   Как называется организм, который образует разные гаметы, различающиеся по содержащимся в них половым хромосомам.
  5. Назовите класс, к которому относят современных людей.
  6. Сколько липидных слоев в наружной плазматической мембране?
  7. …………………………. – это процесс образования зрелых половых клеток.
  8. Как называется графическое изображение изменчивости изучаемого количественного признака, отражающее размах колебаний конкретных значений признака и частоты встречаемости отдельных значений признака?
  9. Как называется процесс образования молекулы РНК на молекуле ДНК?
  10. Свинья для свиного цепня является  ………………………. хозяином.

     К сожалению, и среди открытых тестов встречаются некачественные тесты, в том числе такие, на  которые трудно подобрать однозначный правильный ответ.

Опыт показывает, что существует несколько основных  причин появления некачественных тестов в печатных изданиях:

-         отсутствие экспертной оценки качества тестов

-         малый опыт практического использования тестов составителями тестов

-          недостаточно высокий научный уровень источника информации.

 Зная правила составления тестов и предъявляемые к ним требования, имея глубокие и прочные знания и опыт работы с тестами, вы легко сможете оценить качество предъявляемых вам тестов и не только правильно ответить на них, но и оказать помощь своим педагогам в улучшении качества тестов.   

                                                                                                                                             

2.3. Открытые тесты, требующие развернутого ответа.

 

  1. Почему особь нельзя рассматривать в качестве единицы эволюции?
  2. Почему межвидовые гибриды часто оказываются бесплодными?
  3. Назовите основное событие, происходящее в клетке во время метафазы митоза.
  4. Назовите особенности химического состава ДНК и РНК, по которым эти два химических соединения  отличаются друг от друга.
  5. Назовите основные особенности строения, характерные для бластулы ланцетника. 

        Наибольшую трудность при использовании открытых тестов, предусматривающих развернутый ответ, составитель испытывает при разработке эталонов правильного ответа. Эталон должен содержать несколько существенных операций: терминов, взаимосвязей. Отметка может выставляться двумя различными способами:

1)      по принципу ”ответил – не ответил”, то есть дал учащийся правильный и полный ответ на поставленный вопрос или нет; за правильный и полный ответ учащийся получает определенное фиксированной количество баллов, за неправильный или неполный ответ не получает ничего;

2)      отметка выставляется в зависимости от числа правильных существенных операций, которые учащийся должен осуществить (назвать) во время своего ответа. Под существенными операциями понимают термины, понятия, характерные особенности изучаемого объекта, элементы формул, отношения и связи между компонентами изучаемого объекта.

        Приведем пример правильного на наш взгляд эталона ответа на следующий вопрос.

    Вопрос. Что такое осмос?

     Эталон ответа. Это перемещение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану, которая пропускает молекулы растворителя, но не пропускает молекулы растворенного вещества, в сторону большей концентрации растворенного вещества.  Ответ содержит 6 существенных операций:

-         имеет место перемещение молекул;

-         перемещаются молекулы растворителя;

-         перемещение происходит через цитоплазматическую мембрану;

-         мембрана пропускает молекулы растворителя;

-         мембрана не пропускает молекулы растворенного вещества;

-         молекулы растворителя перемещаются в сторону большей концентрации растворенного вещества.

    В большинстве случаев каждый из таких тестов может быть заменен на несколько более простых закрытых тестов.

    Основную массу тестов на текущих и рубежных контрольных работах составляют закрытые тесты и открытые тесты, предусматривающие краткого ответа.

   В большинстве случаев тесты используют только для проверки  и оценки уровня знаний учащихся. Ряд тестов содержит элементы обучения: новые термины, взаимосвязи. Формулировки некоторых тестов позволяют использовать их для составления новых тестов. Обычно использование тестов бывает достаточным для объективной оценки уровня усвоения студентами программы по медицинской биологии. Труднее добиться того, чтобы  сам этот уровень знаний был высоким, достаточным для успешного обучения в вузе. Этого трудно достичь при использовании одних только тестов. Тесты являются вспомогательным инструментом, позволяющим объективно оценить знания учащихся, средством самоконтроля и закрепления учебного материала. Одних только тестов совершенно недостаточно для приобретения прочных и глубоких знаний.

Для этого надо уметь структурировать учебную информацию. Наибольшим эффектом эта работа будет обладать в том случае, если фрагменты структурированного учебного материала будут создаваться вами как элементы будущих тестов. Не надо ждать, когда вам на кафедре предложат тесты разной формы и содержания. Создайте их сами!

                                                                                                                                         

3. Разработка тестов

    

Подготовительным этапом в создании тестов как раз и будет служить работа по конструированию дидактического материала. При разработке дидактического материала необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

-         он должен содержать наиболее важные, существенные или специфические характеристики изучаемого объекта или его части

-         он должен быть представлен в легко узнаваемой и понятной форме

-         он должен отражать существующие взаимосвязи между элементами (компонентами) дидактического материала.

      Сконструировав дидактический материал в соответствии с этими рекомендациями, вы легко преобразуете его в тест. 

     Пример.

       Изучив работу митохондрий, вы пишете небольшой текст.

     “В матриксе митохондрий с помощью ферментов происходит окисление низкомолекулярных органических соединений, в ходе которого от них отщепляется СО­2 , водород и богатые энергией электроны. Белки внутренней мембраны митохондрий переносят электроны и используют их энергию для перемещения ионов водорода из матрикса в межмембранное пространство. Ионы водорода, возвращаясь обратно в матрикс через канал фермента АТФ-синтетазы, придает этому ферменту способность синтезировать АТФ из АДФ и фосфорной кислоты. Кислород необходим для связывания  ионов водорода  - образуется вода. Таким образом, в митохондриях в ходе клеточного дыхания происходит преобразование химической энергии ковалентных связей органических соединений в энергию макроэргических связей молекул АТФ.” 

      Работая с этим текстом, вы можете составить следующие закрытые тесты.

       Тест 1. Сколько мембран входит в состав оболочки митохондрий?

                    А) одна

                    Б) две

                    В) три

                    Г) четыре

       Тест 2. Назовите участок митохондрий, в котором расположены белки – переносчики электронов и ионов водорода?

                    А) матрикс

                    Б) наружная мембрана

                    В) внутренняя мембрана

                    Г) межмембранное пространство

       Тест 3. Какой ион перемещается через канал фермента АТФ-синтетазы, придавая ему способность синтезировать АТФ?

                    А) Na+

                    Б)  H+

                    В)  K+

                    Г)  Ca2+

       Тест 4. Назовите структурный компонент клетки, в котором в ходе клеточного дыхания образуется АТФ.

                   А) хлоропласт

                   Б) ядро

                   В) митохондрия

                   Г) аппарат Гольджи

                   Д) рибосома                                          

      Все сконструированные нами тесты являются закрытыми. Убрав варианты ответов, вы легко преобразуете эти тесты в открытые тесты, требующие краткого и однозначного ответа. 

      Большое значение в закреплении учебного материала имеет подбор ложных ответов. Они должны быть правдоподобными и не должны содержать явно ложные утверждения (несуществующий термин, неправильное описание механизма, процесса или связи между отдельными элементами). Для составления правильного теста необходимы широкие и глубокие знания. Для проверки правильности созданного вами теста можно воспользоваться следующими советами:

         1) через 2-3 недели проверьте, сможете ли вы сами ответить на вопрос теста

         2) посмотрите, смогут ли ваши товарищи ответить на вопрос теста, понятен ли им вопрос

         3) покажите тест преподавателю и попросите его оценить правильность теста.

         Главное, чтобы ваш тест удовлетворял следующим требованиям:

-   формулировка вопроса должна быть ясной, четкой, понятной и желательно простой по форме

-   формулировка  вопроса должна предусматривать конкретный и однозначный ответ и не допускать возможности выбора еще одного правильного ответа, отличного от предлагаемого вами

-   ответы не должны быть громоздкими

-   формулировки ответов не должны содержать явно ложную информацию.

       Самостоятельное составление тестов в печатном варианте – это трудоемкая и долгая работа. Поэтому можно ограничиться устной работой с готовыми текстами, задавая тестовые вопросы по мере изучения текста. При этом вы легко выявите те неточности, упрощения или ошибки, которые содержатся в некоторых учебниках и учебных пособиях, что позволит вам исправить их самостоятельно, с помощью  педагога или дополнительной литературы.

    

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©