Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Самостоятельная работа » тематические планы
Лечебно-профилактический, педиатрический и медико-профилактический факультеты

Тематические планы самостоятельных занятий студентов лечебно-профилактического, педиатрического и медико-профилактического факультетов

 

1. Внеаудиторная самостоятельная работа

 

1 семестр

1. Потоки веществ и энергии в клетке

2. Проблемы защиты генома

3. Гомеостаз

4. Человек как объект генетических исследований. Методы антропогенетики и их диагностическая ценность.

 

2 семестр

5. Происхождение жизни на Земле

6. Биосфера как экологическая система

 

Аннотированный календарный план внеаудиторной самостоятельной работы

 

1 семестр

 

1. Потоки веществ и энергии в клетке.                                                 2  часа           сентябрь

Цель: знакомство с основными закономерностями перемещения веществ внутри клеток  и путями преобразования энергии.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов и  составление резюме по следующим вопросам:

А) Пути и способы перемещения химических веществ в клетке.

Б) Способы преобразования энергии в клетке.

В) Нарушение потоков веществ и энергии как одна из причин заболеваний человека.

 

2. Проблемы защиты генома.                                                                 2 часа            октябрь

Цель: знакомство с проблемами защиты генома.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов и  составление резюме по следующим вопросам:

А) Естественные способы защиты генома человека

Б) Искусственные способы защиты генома человека

 

3. Гомеостаз.                                                                                             2 часа            ноябрь

Цель: Знакомство с основными принципами гомеостаза.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов и  составление резюме по следующим вопросам:

А)Сущность и принципы механизмов гомеостаза на разных

уровнях организации живой материи.

Б) Нарушение механизмов гомеостаза как одна из причин заболеваний человека

 

4. Человек как объект генетических исследований. Методы антропогенетики и их диагностическая ценность.                                                                      2 часа             декабрь

Цель: знакомство с основными методами генетики человека и их диагностическими возможностями.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов и  составление резюме по следующим вопросам:

А) Особенности человека как объекта генетики, затрудняющие его изучение.

Б) Сущность и возможности генеалогического метода.

В) Сущность и возможности близнецового метода.

Г) Сущность и возможности цитогенетических методов.

Д) Сущность и возможности популяционно-статистических методов.

Е) Сущность и возможности биохимических методов

Ж) Сущность и возможности методов моделирования

З) Сущность и возможности молекулярно-генетических методов.

 

2 семестр

 

5. Происхождение жизни на Земле                                                      2   часа              март

Цель: знакомство с современными представлениями о происхождении жизни на Земле.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов и  составление резюме по следующим вопросам:

А) Отличительные признаки живого

Б) Основные гипотезы происхождения жизни.

В) Основные закономерности  начальных этапов возникновения

и становления жизни на Земле.

 

6. Биосфера как экологическая система                                               2  часа              май 

Цель: формирование представлений о биосфере как экологической системы.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов и  составление резюме по следующим вопросам:

А) Признаки биосферы как экологической системы.

Б) Отличительные особенности структуры и миграции атомов в биосфере.

В) Механизмы устойчивости биосферы

Г) Современное состояние биосферы

Д) Сущность глобального экологического кризиса.

 

Формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы:

-    перечень терминов и резюме в машинописном виде

-     контрольные вопросы контрольных работ по соответствующему модулю

-    контрольные вопросы на экзамене.

 

2.2.  Аудиторная самостоятельная работа

 

1 семестр

(занятия проходят по общему расписанию по системе 3 часа - лабораторная работа +1 час - самостоятельная работа)

 

1. Формы живой материи.                                                                                              

2. Решение ситуационных задач на микроскопирование.                                            

3. Решение ситуационных задач на идентификацию микропрепаратов и транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану.

4. ДНК. Хроматин. Хромосомы. Ядро.                                                                         

5. Формы размножения организмов.                                                                           

6. Решение задач по химической организации живой материи                               

7. Решение генетических задач на основные закономерности наследования при моногибридном и дигибридном скрещиваниях, сцепленное наследование, кроссинговер и пенетрантность.

8. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование, множественный аллелизм, наследование групп крови системы  АВО, MN и резус, взаимодействие генов, плейотропию.                       

9. Строение генов прокариот и эукариот. Экспрессия генов

10. Решение генетических задач по генеалогическому анализу.

11. Решение ситуационных задач по диагностике хромосомных заболеваний  Учебная имитационная игра  “Диагностика хромосомных заболеваний”

12. Решение генетических задач по основам популяционной генетики, и близнецовому методу антропогенетики.

13. Решение задач по мутационной изменчивости и геномике человека.                                                                             

 

2 семестр

 (занятия проходят по общему расписанию по системе 2 часа - лабораторная работа или самостоятельная работа)

 

14. Овогельминтоскопия. Решение ситуационных задач на диагностику гельминтозов.

15. Идентификация микропрепаратов и решение ситуационных задач по паразитологии.

16. Паразитизм как экологический феномен.

 

Аннотированный календарный план аудиторных самостоятельных занятий

 

1 семестр 

(занятия проходят по общему расписанию по системе 3 часа - лабораторная работа +1 час - самостоятельная работа)

 

 

1. Формы живой материи.                                                                          1 час      сентябрь 

Цель: знакомство с особенностями строения и функционирования

организмов с разным типом организации.  

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов, таблиц и  составление резюме по следующим вопросам:

1) Общие сведения о структурно-функциональных особенностях  прокариот, эукариот, вирусов и прионов. 

2) Представители разных форм жизни как возбудители или переносчики заболеваний человека        

                                                                                

2. Решение ситуационных задач на микроскопирование.                     1час         сентябрь                                           

Цель: закрепление навыков правильного микроскопирования изучаемых биологических объектов.

Содержание и характер занятия: изучение правил микроскопирования, анализ типичных ошибок микроскопирования и решение ситуационных задач по выявлению ошибок микроскопирования и предотвращению их.

 

3. Решение ситуационных задач на идентификацию                            1 час           сентябрь

микропрепаратов и  транспорт веществ через цитоплазматическую  

мембрану.

Цель: Закрепление навыков идентификации структурных компонентов клетки. Прогнозирование судьбы клеток в растворах разного химического состава.

Содержание и характер занятия: решение ситуационных задач по биологическим основам  использования в медицине растворов разного химического состава и идентификации структурных компонентов клетки по их описанию, схематическому изображению и фотографиям препаратов. 

 

4. ДНК. Хроматин. Хромосомы. Ядро.                                                   1 час         сентябрь                      

Цель: знакомство с молекулярными и клеточными основами наследования.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов, заполнение талиц и  составление резюме по следующим вопросам:

1)      Принципы строения ДНК.

2)      Комплементарность и антипараллельность нуклеиновых кислот.

      3) Гетеро- и эухроматин.

4)      Химический состав хромосом.

5)      Структурные компоненты и функции ядра эукариотической клетки.

6)      Структура и функция ядрышек.

 

5. Формы размножения организмов.                                                       1  час            октябрь                   

Цель: знакомство с основными формами и способами размножения

организмов.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов, заполнение таблиц и  составление резюме по следующим вопросам:

1)      Классификация основных форм и способов размножения

2)      Сравнительная характеристика основных форм и способов размножения организмов

3)      Эволюция форм размножения

4)      Особенности размножения паразитических форм организмов и их значение для  медицины.

 

6. Решение задач по химической организации живой материи            2 час           октябрь                   

Цель: актуализация знаний о химической организации жизни, молекулярной основе патологии.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, решение задач по следующим вопросам:

1)      Строение белков

2)      Строение нуклеиновых кислот.

3)       Молекулярные основы заболеваний человека и принципы их диагностики.

 

7. Решение генетических задач на основные закономерности             1 час           октябрь

наследования при моногибридном и дигибридном скрещиваниях,

 сцепленное наследование, кроссинговер и пенетрантность.

Цель: закрепление навыков решения генетических задач.

Содержание и характер занятия: решение генетических задач по цитологическим основам формирования гамет, наследованию генов  и формированию нормальных и патологических признаков человека.

Демонстрация возможности генетического анализа для диагностики наследственных

заболеваний человека.

 

8. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование, 1 час          октябрь

 множественный аллелизм, наследование групп крови системы 

АВО, MN и резус, взаимодействие генов, плейотропию.                       

Цель: закрепление навыков решения генетических задач.

Содержание и характер занятия: решение генетических задач по цитологические основам формирования гамет, наследованию генов и формированию нормальных и патологических признаков человека.

Демонстрация возможности генетического анализа для диагностики наследственных

заболеваний человека.

 

9. Строение генов прокариот и эукариот. Экспрессия генов                 2 часа        октябрь

Цель: Знакомство с современными представлениями о строении и экспрессии генов у про- и эукариот.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов, решение задач  и  составление резюме по следующим вопросам:

1)      Особенности организации белок-кодирующих генов у прокариот. Строение оперона.

2)      Особенности организации белок-кодирующих генов у эукариот. Экзоны и интроны

3)      Регуляторные области генов:  промотор, энхансер, терминатор.

4)      Процессинг. Сплайсинг.

5)       Альтернативный сплайсинг.

 

10. Решение генетических задач по генеалогическому анализу.           1 час          ноябрь

Цель: Закрепление навыков решения генетических задач по анализу родословных.

Содержание и характер занятия: Составление графических изображений родословных с разным типом наследования и идентификация генотипов членов родословных. 

 

11. Решение ситуационных задач по диагностике хромосомных          1 час           ноябрь

заболеваний.  Учебная имитационная игра  “Диагностика

хромосомных заболеваний”.

Цель: Закрепление навыков анализа кариограммы человека и выявления геномных мутаций.

Содержание и характер занятия: решение ситуационных задач по диагностике хромосомных заболеваний, используя описание фенотипа, описание кариограммы или ее изображение. Имитация студентами работы медико-генетической консультации по цитодиагностике хромосомных болезней. 

 

12. Решение генетических задач по основам популяционной                1 час           ноябрь

генетики и близнецовому методу антропогенетики.

Цель: Закрепление навыков использования закономерностей популяционной генетики для изучения и прогнозирования генетической структуры разных популяций людей. Демонстрация возможности количественной оценки степени участия генотипа и условий среды в формировании нормальных и патологических признаков человека путем решения генетических задач по популяционной генетики и близнецовому методу антропогенетики.

Содержание и характер занятия: Решение задач по популяционной генетике и близнецовому методу антропогенетики.

 

13. Решение задач по мутационной изменчивости и геномике              1 час       ноябрь

человека.                                                       

Цель: знакомство с конкретными механизмами генной изменчивости и принципами молекулярной медицины; знакомство с ДНК и РНК как мишенями и инструментами

молекулярной медицины.   

Содержание и характер занятия: решение генетических задач, демонстрирующих

связь генных мутаций разного типа с изменением первичной структуры белков.             

 

2 семестр

(занятия проходят по общему расписанию по системе 2 часа - лабораторная работа или самостоятельная работа)

 

14. Овогельминтоскопия. Решение ситуационных задач на                  2 часа        апрель

диагностику гельминтозов.

Цель: Знакомство с методами капрологического анализа. Формирование умения пользоваться диагностическими таблицами при идентификации яиц гельминотов.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов, заполнение таблиц, зарисовка микропрепаратов  и  составление резюме по следующим вопросам:

1)      Принципы использования таблиц для идентификации яиц гельминтов.

2)      Методы капрологического анализа.

      3) Изображения яиц гельминтов

 

15. Идентификация микропрепаратов и решение ситуационных          2 часа       май

задач по паразитологии.

Цель: Закрепление навыка идентификации микропрепаратов паразитических животных в целях диагностики паразитарных заболеваний.

Содержание и характер занятия: просмотр микропрепаратов паразитических животных и идентификация их. Запись характерных особенностей изучаемых объектов, облегчающих их идентификацию.

 

16. Паразитизм как экологический феномен.                                          2 часа          июнь

Цель: Формирование представлений о паразитизме как экологическом феномене.

Содержание и характер занятия: изучение теоретического материала, составление перечня ключевых терминов и  составление резюме по следующим вопросам:

1)      Особенности экологических отношений в системе “паразит - хозяин”.

2)      Структурно-функциональные особенности паразитов и их хозяев.

3)      Биологические основы профилактики и лечения паразитарных заболеваний.

 

Формы контроля аудиторной самостоятельной работы:

-          перечень терминов и резюме в машинописном виде

-          фиксация выполненных заданий в рабочих тетрадях

-          контрольные вопросы контрольных работ по соответствующему модулю

-          контрольные вопросы на экзамене.

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©