Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



Кафедра » преподавателям кафедры
профессионально важные качества преподавателя вуза

Профессионально важные качества преподавателя высшей школы

 

Г. У. Матушанский, М.Г. Рогов, Ю.В. Цвенгер

 

     В настоящее время при проведении реформы отечественного образования большое внимание уделяется созданию системы профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы (ПВШ). При ведущих вузах страны созданы центры и институты по психолого-педагогической переподготовке специалистов для того, чтобы они имели право преподавать в высшей школе. Им присваивается дополнительная квалификация «преподаватель высшей школы». В магистратуре и аспирантуре осуществляется дополнительная подготовка студентов и аспирантов для получения данной квалификации. В настоящей статье обсуждаются вопросы организации информационно-технологической составляющей указанной профессиональной подготовки и переподготовки как средства развития профессионально важных качеств (ПВК) преподавателя вуза.

     Среди многочисленных функций подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы, описанных в научной литературе (см., например, [1-4] и др.), особое место занимают корректировочная и развивающая функции, ответственные за коррекцию и дальнейшее совершенствование уже имеющихся качеств личности слушателя для успешной профессионально-педагогической деятельности в вузе. На этом основании мы считаем, что одной из основных психолого-педагогических проблем профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей вузов является прогнозирование развития профессионально важных качеств личности слушателя в процессе его коррекционной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Некоторым аспектам решения данной проблемы посвящено настоящее исследование.

     Разработку программы развития ПВК личности слушателей можно осуществлять на базе профессиографической модели преподавателя вуза. Для данных моделей основой является выбор базовых свойств «от профессии», строящихся на представлениях о некоторой системе требований, предъявляемых профессией к специалисту и к специальным способностям, которыми должен обладать претендент на эту профессию. Состав и структура таких требований выделяются обычно экспертным путем [6]. На основании анализа научной литературы по профессиографии нами была сделана попытка составления частной профессиографической модели преподавателя вуза, включающей наиболее значимые для его профессиональной деятельности личностные качества, (см. табл. 1).

     Следует отметить, что полнота и корректность параметров данной модели могут вызывать вполне закономерную дискуссию, однако мы хотим обратить внимание не столько на степень оптимальности начальной модели, сколько на технологию решения поставленной нами проблемы.

     Качества и способности, включенные в модель, в результате оценки экспертов были разделены нами на три уровня по степени развиваемости профессионально значимых качеств личности ПВШ. Экспертам было предложено оценить по семибалльной шкале указанный признак. При помощи анкеты опрошено 65 экспертов – преподавателей вузов г. Казани. Экспериментальные данные обрабатывались с помощью табличного процессора Excel.97 и пакета прикладных программ Statistica 5.0 for Windows. В результате обработки получены средневзвешенные значения по каждому качеству и построена круговая диаграмма степени развиваемости ПВК личности преподавателя вуза (см. рисунок).

     На рисунке представлены уровни степени развиваемости профессионально важных качеств личности ПВШ: по шкале 4,45 балла и выше расположены ПВК личности преподавателя вуза, по мнению экспертов хорошо развиваемые в профессионально-педагогическом обучении и деятельности (1-й уровень); по шкале 3,45–4,45 балла – среднеразвиваемые ПВК (2-й уровень); по шкале 2,45–3,45 балла – почти неразвиваемые ПВК личности в профессионально-педагогическом обучении и деятельности ПВШ (3-й уровень).

Таблица 1

Частная профессиографическая модель профессионально важных качеств
личности преподавателя высшей школы

Профессионально значимые способности

Качества
профессионально-педагогической направленности

С1

Педагогические

К11

Интерес к педагогической профессии

С2

Дидактические

К12

Педагогическое призвание

СЗ

Академические

К13

Профессионально- педагогические намерения и склонности

С4

Коммуникативные

К14

Педагогический такт

С5

Конструктивные

К15

Педагогическая авторитетность

С6

Перцептивные

К16

Самокритичность

С7

Экспрессивные

К17

Профессионально- педагогическая компетентность

С8

Организаторские

К18

Педагогическое прогнозирование

С9

Педагогического проектирования

К19

Отзывчивость

С10

Распределения внимания

К20

Педагогическая справедливость

Нравственные качества личности

Индивидуально-психологические особенности

К21

Гражданская позиция

К27

Чувство юмора

К22

Гуманизм

К28

Стрессоустойчивость

К23

Честность

К29

Волевые качества

К24

Моральная устойчивость

КЗО

Интеллигентность

К25

Трудолюбие

К31

Творческое воображение

К26

Порядочность

К32

Толерантность (терпимость)

КЗЗ

Хорошая память

К34

Обаяние

К35

Находчивость

 

Так, по степени развиваемости профессионально важные качества личности преподавателя вуза в профессионально-педагогическом обучении и деятельности распределились следующим образом:

     1-й уровень: хорошо развиваемые профессионально важные для ПВШ способности – дидактические (С2) и академические (СЗ), а также такие качества личности, как педагогическая авторитетность (К15), самокритичность (К16), профессионально-педагогическая компетентность (МП, гражданская позиция (К21) и гуманизм (К22);

     2-й уровень: среднеразвиваемые способности – педагогические (C1, коммуникативные (С4), конструктивные (С5), перцептивные (С6), экспрессивные (С7), организаторские способности (С8), а также способности педагогического проектирования (С9) и способности к распределения внимания (СЮ). Сюда же эксперты отнесли следующие качества личности: интерес к педагогической профессии (К11), педагогический такт (К14), педагогическое прогнозирование (К18), отзывчивость (К19), педагогическая справедливость (К20), честность (К23), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ) и находчивость (К35);

     3-й уровень: почти неразвиваемые профессионально важные качества личности преподавателя – педагогическое призвание (К12), профессионально-педагогические намерения и склонности (К13), моральная устойчивость (К24), порядочность (К26), чувство юмора (К27), интеллигентность (К30) и обаяние (К34).

      Далее из списка качеств личности, наиболее значимых для успешной профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза (табл. 1), нами были исключены качества личности 3-го уровня, т.е. качества, которые, по мнению экспертов, почти невозможно развить в профессионально-педагогическом обучении и деятельности.

       На следующем этапе исследования была подготовлена анкета, в которой экспертов попросили отметить те качества, которые, по их мнению, можно развивать в процессе информационно-технологической (компьютерной) подготовки преподавателя вуза. В результате экспертного опроса мы разделили профессионально важные качества личности преподавателя высшей школы, развиваемые при информационно-технологической (компьютерной) подготовке, следующим образом:

     1-й уровень: хорошо развиваемые качества личности при информационно-технологической подготовке – дидактические (С2) и академические (СЗ) способности, а также профессионально-педагогическая компетентность (К17).

      2-й уровень: среднеразвиваемые качества личности – коммуникативные (С4) и конструктивные (С5) способности, способности педагогического проектирования (С9) и способности к распределению внимания (С10), а также трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ) и находчивость (К35).

       Интересно отметить, что в результате проведенных экспертных опросов эти же качества (С2, СЗ и К17) оказались хорошо развиваемыми и при общей профессионально-педагогической подготовке и деятельности ПВШ, и при его информационно-технологической подготовке.

       В дальнейшем нашем исследовании мы исходили из следующего. В работе Г.У. Матушанского и А.Г. Фролова [3] предложен проект квалификационной характеристики преподавателя высшей школы как модель его профессиональной деятельности, а также информационно-технологическая составляющая квалификационной характеристики, на основе которой спроектированы структура и содержание информационно-технологической подготовки преподавателя вуза. В частности, в данном исследовании разработаны требования к знаниям, умениям и навыкам, формируемым в процессе указанной подготовки. Из научной литературы по рассматриваемой проблеме известно, что личностные качества можно развивать через умения. В результате теоретического анализа мы выявили соответствие между формируемыми посредством информационно-технологической подготовки умениями и развиваемыми в процессе такой подготовки качествами личности преподавателя вуза (см. табл. 2).

Таблица 2

Качества личности ПВШ, развиваемые через формируемые умения
во время информационно-технологической подготовки

Формируемые умения

Развиваемые качества

U1

Четко и корректно излагать учебный материал, используя программно-технические средства обучения

С

Дидактические способности (С2), академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ).

К

Профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

U2

Приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии

С

Академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9)

К

Профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (КЗЗ)

U3

Использовать информационные технологии при контроле знаний

С

Дидактические способности (С2), академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ)

К

Профессионально-педагогическая компетентность (К17), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

U4

Уметь проводить научный и педагогический эксперименты, обрабатывать и анализировать полученные результаты

С

Академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ)

К

Профессионально- педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

U5

Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий

С

Академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ)

К

Профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

 

     Из таблицы видно, что различные формируемые умения являются базовыми для развития одних и тех же качеств. Поскольку в упоминаемой работе [3] требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам трансформированы в образовательную программу информационно-технологической подготовки преподавателя вуза, содержащую ряд базовых дисциплин: «Программно-технические средства обучения» (ПТСО), «Технология компьютерного проектирования и обучения» (ТКПО), «Основы математической обработки психолого-педагогических измерений» (ОМО) и «Информационные технологии педагогического контроля» (ИТПК), то использование приемов логического анализа позволяет определить профессионально важные качества личности педагога, развиваемые при изучении и освоении дисциплин информационно-технологического цикла. Результаты анализа сведены нами в итоговую таблицу (см. табл. 3).

Таблица 3

Профессионально значимые качества личности преподавателей высшей школы,
развиваемые дисциплинами информационно-технологического цикла

Наименование дисциплины

Качества, развиваемые дисциплиной

Программно-технические средства обучения

Дидактические способности (С2), академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ), профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

Технология компьютерного проектирования и обучения

Дидактические способности (С2), академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ), профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

Основы математической обработки психолого-педагогических измерений

Академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ), профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

Информационные технологии педагогического контроля

Дидактические способности (С2), академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (СЮ), профессионально-педагогическая компетентность (К17), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (КЗЗ), находчивость (К35)

 

     В табл. 3 жирным шрифтом выделены качества, которые по результатам экспертного опроса относятся к хорошо развиваемым ПВК личности преподавателя вуза в результате его информационно-технологической подготовки.

Из приведенной таблицы видно, как специфика предметов информационно-технологического цикла влияет на качества личности, развиваемые в ходе данной подготовки. То есть все перечисленные дисциплины в комплексе благотворно влияют на развитие конкретных профессионально важных качеств личности преподавателя, а именно на дидактические способности (С2), академические способности (СЗ), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (С10), профессионально-педагогическую компетентность (К17), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошую память (К33), находчивость (К35).

      Таким образом, в настоящей статье рассмотрены вопросы разработки структуры информационно-технологической подготовки преподавателя высшей школы как средства развития его профессионально значимых качеств личности.   

       Предложенные выше модели зависят от уровня анализа научной литературы, сложившейся социально-экономической ситуации в обществе, компетентности экспертов при проведении педагогического эксперимента, достаточности их числа и от ряда других факторов. Однако при необходимости предложенная технология решения поставленных задач позволяет корректировать полученные ранее модели личности и подготовки преподавателя вуза и эффективно использовать их для оптимальной организации учебного процесса.

 

Литература

 

 

1.       Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.

2.       Матушанский Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей // Alma mater. 2000. № 11.

3.       Матушанский Г.У., Фролов А. Г. Информационно-технологическая переподготовка преподавателей высшей школы // Педагогическая информатика. 2000. №4.

4.       Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе // Психологическая наука и образование. 2001. №2.

5.       Рогов М.Г., Иванов В.Г. Анализ трудностей преподавателей высшей технической школы в реализации профессионально-педагогических функций // Психология отношений: Материалы региональной научно-практической конференции. Владимир, 2001.

6.       Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л., 1976.

 

ИсточникПсихологическая наука и образование” – www.psyedu.ru

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©