Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Заочное обучение » на фармацевтическом факультете
Планы лекций и практических занятий

        1. Аннотированный календарный  план лекций в 2009-2010 учебном году

  •  

    1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И АТРИБУТЫ ЖИВОГО. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. (1 час) (октябрь)

    Развитие понятия жизни на современном этапе. Фундаментальные свойства живой материи: самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение. Основные атрибуты жизни: обмен веществ, упорядоченность строения и сложная структурно -функциональная организация, обмен и преобразование вещества, энергии и информации, раздражимость, размножение, гомеостаз, наследственность, изменчивость, индивидуальное и историческое развитие. Основные формы живой материи (прокариоты: сине-зеленые водоросли и бактерии — и эукариоты: животные, растения и грибы) и особенности их структурно-функциональной организации. Уровни организации жизни и особенности проявления на них основных свойств и атрибутов жизни. Человек как результат эволюции, как активный компонент биосферы. Биологические проявления жизнедеятельности человека. Человек как объект фармакологического воздействия.

    2. ХИМИЧЕСКАЯ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ. ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, ВЕЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ И ОРГАНИЗМЕ (1 час) (октябрь)

    Клетка — элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живой материи. Химическая организация клетки: общие сведения о строении и функциях нуклеиновых кислот, белков, липидов и углеводов. Структурные компоненты клетки: общие сведения о строении и функциях наружной плазматической мембраны, ядра, органоидов и включений клетки. Клетка как открытая система. Транспорт веществ через наружную плазматическую мембрану: диффузия (простая, через каналы, облегченная), активный транспорт, транспорт в мембранной упаковке (эндоцитоз: пино- и фагоцитоз, рецепторный эндоцитоз; экзоцитоз; трансцитозис). Внутриклеточный транспорт веществ. Осмос. Гемолиз. Понятие об автотрофных и гетеротрофных организмах, паразитах, сапрофитах и симбионтах. Гликолиз. Клеточное дыхание. Фотосинтез. Образование АТФ. Ферменты. Особенности химической, структурной и функциональной организации растительной клетки. Понятие об информации. Химические вещества как носители информации. Понятие о гормонах, биологически активных веществах и рецепторах. Роль наружной плазматической мембраны в передаче информационного сигнала. Общие сведения о механизмах восприятия, преобразования и передачи информации в организме: в органах чувств, нервной и гуморальной системах. Понятие о дистантных и контактных взаимодействиях между клетками. Общие сведения о хранении, передаче и реализации наследственной информации в клетках и организме. Влияние лекарственных веществ на потоки веществ, энергии и информации в клетке и организме. Лекарственные вещества как инструмент направленного воздействия на обмен веществ. Понятие о болезнях обмена веществ.

    3. ЯДРО. РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТОК И ОРГАНИЗМОВ. МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. МИТОЗ. МЕЙОЗ. ГАМЕТОГЕНЕЗ. СТРОЕНИЕ ГАМЕТ. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. (1 час) (октябрь)

    Строение ядра. Строение хроматина. Строение интерфазных и метафазных хромосом. Политенные хромосомы, хромосомы типа "ламповых щеток", Х-половой хроматин. Основные типы метафазных хромосом: акроцентрические, метацентрические, субметацентрические. Классификация и общая характеристика бесполого и полового размножения организмов. Способы бесполого размножения: деление одноклеточных, почкование, фрагментация, полиэмбриония, шизогония (множественное деление). Способы полового размножения: копуляция и конъюгация у простейших, типичное оплодотворение, партеногенез. Понятие о чередовании поколений у животных и растений. Понятие о наследственной информации. ДНК как носитель наследственной информации. Генетический код и его основные свойства: триплетность, линейность, неперекрываемость, однонаправленность считывания, универсальность, избыточность, отсутствие знаков препинания. Понятие о гене. Редупликация ДНК. Митотический цикл и его стадии: пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды. Митоз как механизм, обеспечивающий передачу и преемственность наследственной информации от одной клетки к другой. Фазы митоза и их цитологическая характеристика. Биологическое значение митоза и формирования компактных хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности митотического деления растительной клетки. Нарушение митоза под действием химических соединений. Мейоз как механизм, обеспечивающий формирование гаплоидного набора хромосом, источник комбинативной и мутационной изменчивости. Гаметогенез у животных. Сравнительная характеристика сперматогенеза и овогенеза. Морфо - функциональная характеристика гамет: сперматозоидов и яйцеклеток животных. Оплодотворение у животных. Оплодотворение у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Размножение бактерий.

    4. ГЕН — ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. СТРОЕНИЕ ГЕНОВ. ЭКСПРЕССИЯ ГЕНОВ (1 час) (октябрь)

    Структурно-функциональные уровни организации наследственного материала у прокариот и эукариот: генный, хромосомный и геномный. Основные свойства гена. Классификация генов: структурных и регуляторных. Передача наследственной информации от организма к организму благодаря редупликации, делению клеток и оплодотворению. Особенности строения генов прокариот. Мозаичное строение генов эукариот. Основные регуляторные участки генов: промотор, оператор, терминатор. Общие сведения о транскрипции, процессинге и трансляции как этапах реализации наследственной информации. Общие принципы регуляции генной активности. Влияние лекарственных веществ на разные этапы синтеза белка у прокариот и эукариот. Лекарственные вещества как факторы, влияющие на экспрессию генов.

    5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. (1 час) (октябрь)

    Основные закономерности наследования признаков: законы Менделя и их цитологические основы. Понятие о гомо-, гетеро- и гемизиготности. Доминантность и рецессивность. Генотип и фенотип. Цели и сущность анализирующего скрещивания. Статистический характер менделевских закономерностей. Сцепленное наследование и кроссинговер; их цитологические основы. Менделирующие признаки растений и человека. Понятие о моногенном и полигенном наследовании. Генетика пола у животных, растений и человека. Сцепленные с полом признаки и их наследование. Особенности строения Х- и Y-хромосом человека. Цитоплазматическое наследование у животных, растений и человека. Понятие о полной и неполной пенетрантности, постоянной и изменчивой экспрессивности генов. Хромосомная теория наследственности. Расположение генов в хромосомах. Хромосомы как группы сцепления. Генетические карты хромосом. Множественный аллелизм. Особенности формирования признаков при кодоминировании, полном и неполном доминировании, эпистазе, комплементарности и полимерии. Плейотропия. Классификация форм и видов изменчивости и их значение в онтогенезе и эволюции. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Классификация и характеристика модификаций. Модификации у растений и человека. Управление доминированием. Комбинативная изменчивость, ее причины и значение. Мутационная изменчивость (генная, хромосомная и геномная). Классификация и характеристика мутаций. Генные мутации: вставка, потеря и замена нуклеотидов. Хромосомные мутации: делеция, транслокация, дупликация, инверсия, формирование кольцевой хромосомы. Геномные мутации: полиплоидия, утрата и избыток отдельных хромосом. Мутации у растений и человека. Мутагенез, мутагенные факторы. Генокопии. Особенности человека как объекта генетического анализа. Методы антропогенетики (генеалогический, цитогенетический, биохимический, близнецовый и популяционно-статистический): их сущность и возможности. Понятие о врожденных и наследственных болезнях. Понятие о генных и хромосомных болезнях. Синдром Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Трисомии Х. Принципы профилактики, диагностики и лечения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование и прогнозирование. Пренатальная (дородовая) диагностика. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его проявления и значение для селекции и медицины. Биотехнология. Клеточная и генетическая инженерия. Вирусы и плазмиды бактерий как инструменты генетической инженерии. Принцип адаптации клетки к условиям существования. Проблема рака. Проблема мутагенного и канцерогенного действия лекарственных веществ.

    6. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ОНТОГЕНЕЗ. (1 час) (октябрь)

    Онтогенез как совокупность механизмов, обеспечивающих возникновение и развитие многоклеточного организма как сложной самообновляющейся, саморегулирующейся системы, состоящей из дифференцированных и специализированных клеток, тканей, органов и физиологических систем. Периоды онтогенеза животных: эмбриональный и постэмбриональный и их характеристика. Основные стадии эмбрионального развития животных: дробление, гаструляция. Гисто- и органогенез. Реализация наследственной информации в процессе развития организма. Основные процессы и механизмы эмбрионального развития: ооплазматическая сегрегация, эмбриональная индукция, дифференциальная активность генов, дифференциальное размножение и гибель клеток, перемещение и кооперация клеток и клеточных масс, специализация и дифференцировка клеток, взаимодействия клеток. Понятие о регуляционном и мозаичном типах развития животных, генетических и эпигенетических механизмах развития. Зародышевые оболочки и провизорные органы человека: амнион, аллантоис, желточный мешок, хорион, плацента. Роль среды в онтогенезе. Взаимодействие социальных и биологических факторов в ходе постэмбрионального развития человека. Патогенные факторы среды и их влияние на человека на разных этапах его развития. Критические периоды развития. Тератогенные факторы. Аномалии развития. Фенокопии. Биологические аспекты старения и смерти. Хронологический и биологический возраст (проявление, различия). Генетические, молекулярные и клеточные механизмы старения. Проблема долголетия. Восстановительные процессы в организме. Физиологическая и репаративная регенерация. Молекулярно-генетические и клеточные механизмы регенерации. Медицинское значение регенерации.

     

    2. Календарный аннотированный план лабораторных занятий по курсу биологии

     

    1. ФОРМЫ ЖИЗНИ. СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТОК. (4 часа)

    Учебные вопpосы:                                 

    1. Устpойство микpоскопа "Биолам", стеpеоскопического  микpоскопа и пpепаpовальной лупы.      
    2. Пpавила микpоскопиpования.                   
    3. Пpавила пpиготовления вpеменных пpепаpатов.  
    4. Типичные ошибки пpи микpоскопиpовании.
    5. Основные формы жизни, отличительные особенности прокариот и эукариот.
    6. Общий план стpоения клеток эукаpиот.          
    7. Классификация стpуктуpных компонентов эукаpиотической клетки.
    8. Строение и функции наружной плазматической мембраны.                 
    9. Моpфофункциональная  хаpактеpистика    основных оpганоидов клетки.                             
    10. Моpфофункциональная  взаимосвязь стpуктуpных компонентов клетки.
    11. Классификация и краткая характеристика различных форм тpанспоpта веществ. Осмотические свойства клеток.
    12. Стpоение ядpа и его стpуктуpных компонентов.  
    13. Стpоение интеpфазных и метафазных хpомосом.   
    14. Пеpиоды  интеpфазы,  фазы  митоза  и   события, пpоисходящие в них.
    15. Биологическое значение фоpмиpования хpомосом  и митоза.
    16. Отличительные особенности митоза растительных  и животных клеток.
    17. Строение и редупликация ДНК
    18. Классификация, хаpактеpистика  и  биологическое значение pазличных  фоpм  и  видов  pазмножения оpганизма.                                   
    19. Мейоз и его биологическое значение.        
    20. Гаметогенез.  Отличительные особенности спеpматогенеза и овогенеза.   
    21. Моpфофункциональные особенности половых клеток животных.

    Самостоятельная работа:

    1) Изучение устройства микроскопа "Биолам" и стереоскопического микроскопа.

    2) Освоение правил микроскопирования при малом и большом увеличениях микроскопа во время работы с фиксированными микропрепаратами (клетки крови лягушки и человека).

    3) Изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

        а) клетки крови лягушки;

        б) клетки крови человека;

        в) гладкомышечная клетка;

        г) нервная клетка;

    4) Приготовление, изучение и зарисовка временных микропрепаратов (волокна ваты и пузырьки воздуха).

    5) Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

        а) комплекс Гольджи в нервных клетках спинного мозга собаки;

        б) митохондрии в клетках кишки аскариды;

        в) митоз в клетках корешка лука;

        г) сперматозоиды морской свинки;

        д) яйцевая клетка из яичника млекопитающего.

    6) Составление разрезных таблиц: "Изменение формы и размеров эритроцитов в разных растворах", "Различные виды  транспорта веществ через клеточную мембрану".

    7) Составление опорных схем по митозу, мейозу (гаметогенезу)

    2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. (3 часа)

    Учебные вопросы:

    1. Строение гена.
    2. Генетический код.
    3. Реализация генетической информации в клетке: транскрипция, трансляция.
    4. Понятие о генотипе, фенотипе, аллелях, гомозиготности и гетерозиготности. Доминирование и рецессивность.
    5. Особенности стpоения Х- и Y-хpомосом.       
    6. Хpомосомный механизм опpеделения пола пpи обpазовании зиготы.                                
    7. Особенности пpоявления и  наследования  пpизнаков, контpолиpуемых генами Х- и Y-хpомосом  человека
    8. Особенности человека как специфического  объекта генетического анализа.                   
    9. Сущность, возможности и значение  генеалогического метода антpопогенетики.                 
    10. Особенности  pодословных  с  pазными  типами  и хаpактеpами наследования пpизнаков.          
    11. Сущность, возможности и значение близнецового метода антропогенетики. 
    12. Сущность, возможности и значение биохимического метода антpопогенетики.                
    13. Генные болезни человека.
    14. Сущность, возможности  и  значение  популяционно-статистического метода антропогенетики.
    15. Классификация хpомосом.                    
    16. Хаpактеpистика ноpмальных каpиотипов  мужчин  и женщин.                                       
    17. Сущность, возможности и  значение  цитологических методов антpопогенетики.                
    18. Хpомосомные болезни человека. 
    19. Методы генетики человека для фармации.
    20. Мутагены. Антимутагенез. Репарация, детоксикация, антиоксидантность.                                  

    Самостоятельная работа:

    1. Составление опорной схемы "Реализация генетической информации в клетке"
    2. Решение задач на определение типа и характера наследования признака (или генного заболевания), генотипа пробанда и прогнозирование рождения потомства с изучаемым или альтернативным ему признаком (разбор родословных).
    3. Решение задач на близнецовый метод.
    4. Решение задач по популяционной генетике (на закон Харди-Вайнберга).
    5. Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

    б) кариотип человека (метафазная пластинка);

    в) политенные хромосомы в слюнных железах насекомых.

    6) Идентификация и анализ кариограмм людей, страдающих хромосомными заболеваниями; запись формул их кариотипов.

    3. ЭКОЛОГИЯ. БИОСФЕРА (семинар) (4 часа)

    Учебные вопpосы:

    1. Основные понятия экологии.
    2. Характеристика биоценоза (сообщества). Изменение биоценозов во времени.
    3. Введение в экологию человека. Экологическая дифференциация человечества.
    4. Антропогенные экосистемы.
    5. Введение в учение о биосфере.      
  • © Все права защищены
    Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©