ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Дидактический материал » задачи и упражнения » Задачи по общей и медицинской генетике Моно- и полигибридное скрещиваниеМоно- и дигибридное скрещивание.
1. Изучите расположение аллелей одного гена в хромосомах.
1) Хромосомы какого количества разных организмов изображены на схеме?
2) Сколько хромосом изображено на схеме?
3) Укажите схему, на которой изображены хромосомы гетерозиготного организма.
4) Сколько хромосом будет находиться в каждой гамете организма с таким сочетанием хромосом и аллелей?
2. Изучите условие задачи: ''Форма ушей у собак – аутосомный признак. Висячие уши доминируют над стоячими''. Составьте таблицу ''Признак – ген''.
3. У резус-положительных родителей родился ребенок, в крови которого отсутствует резус фактор. Отсутствие резус-фактор — это доминантный или рецессивный признак?
4. В потомстве двух собак оказалось 75% собак с висячими ушами и 25% — со стоячими. Какой из признаков является доминантным?
5. При скрещивании длинношерстных собак с короткошерстными все потомство оказалось с короткой шерстью. Какой из признаков является доминантным?
6. Изучите условие задачи: ''Болезнь Вильсона – аутосомное рецессивное заболевание. У здоровых родителей родился ребенок, страдающий болезнью Вильсона. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?'' Напишите краткое условие задачи: составьте таблицу ''Признак – ген'' и с помощью символов и названий признаков сделайте запись скрещивания.
7. Какие генотипы и в каком соотношении следует ожидать среди потомства при следующем скрещивании:
Р Аа х Аа
8. У растений в F1 ожидается появление следующего потомства:
F1 1 красные : 2 розовые : 1 белые
Чему равна вероятность появления растений с красными цветками?
9. У львиного зева красная окраска не полностью доминирует над белой, и у гетерозигот формируется розовая окраска цветка. В потомстве двух растений оказалось 50% растений с розовыми цветками и 50% растений с белыми цветками. Каковы генотипы и фенотипы всех упомянутых растений?
10. Изучаемый аутосомный признак имеется и у брата, и у сестры, но отсутствует у его родителей. Каким — доминантным или рецессивным — является изучаемый признак?
11. Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку?
12. Аллель альбинизма является рецессивным по отношению к аллелю, обусловливающему нормальную пигментацию. У родителей, имеющих нормальную пигментацию, родился ребенок – альбинос. Чему равна вероятность рождения в семье ребенка с нормальной пигментацией?
13. Синдактилия (сращение пальцев) у человека наследуется как аутосомный признак. У родителей, имеющих сращение пальцев, родился ребенок с нормальным строением пальцев. Чему равна вероятность рождения в этой семье следующего ребенка с нормальным строением пальцев?
14. Наличие резус-фактора – доминантный аутосомный признак. У женщины резус-отрицательная кровь, а у ее ребенка - резус-положительная кровь. Что можно сказать о фенотипе и генотипе отца этого ребенка по изучаемому признаку?
15. Изучите схему расположения аллелей изучаемых генов в хромосомах.
1) Каким числом аллелей представлен ген “А”? Назовите эти аллели.
2) Сколько хромосом изображено на рисунке?
3) Какой ген представлен наибольшим числом аллелей?
4) Сколько хромосом окажутся после мейоза в одной гамете?
5) Сколько типов гамет образуется у этого организма? Назовите одну из них.
6) Назовите гены, наследуемые независимо друг от друга.
7) Назовите гены, наследуемые сцеплненно.
16. Изучите условие задачи: ''Наличие резус-фактора крови - аутосомный доминантный признак, а леворукость – аутосомный рецессивный признак. Признаки не сцеплены друг с другом. Составьте таблицу ''Признак – ген''.
17. Какие гаметы образуют организмы с генотипами АА, Аа, ААBb, AaBb, AabbCc, AaBBCcDd?
18. Каков генотип организма, у которого в равном количестве образуются гаметы Ab, AB, aB и ab?
19 У томатов в F1 ожидается появление следующего потомства:
F1 9 красные : 3 красные : 3 желтые : 1 желтые
гладкие пушистые гладкие пушистые
Чему равна вероятность появления растений с красными пушистыми плодами?
20. Фенилкетонурия и одна из форм агаммаглобулинемии - аутосомные рецессивные признаки, не сцепленныедруг с другом. Женщина страдает только агаммаглобулинемией, ее муж здоров, а сын болен фенилкетонурией и агаммаглобулинемией. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?
21. Одна из форм пигментного ретинита наследуется как доминантный аутосомный признак, а другая – как рецессивный аутосомный признак, не сцепленный с первым. У родителей, страдающих первой формой ретинита, родился ребенок со второй формой ретинита. Чему равна вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?
22. У морских свинок черный цвет шерсти и всклоченная шерсть — аутосомные несцепленные друг с другом доминантные признаки. При скрещивании двух особей в F1 получено следующее соотношение особей по фенотипу: 3 черная : 3 черная : 1 белая : 1 белая
F1 всклоченная гладкая всклоченная гладкая
шерсть шерсть шерсть шерсть
Каковы генотипы родительских особей?
23. Вспомните, какие из нижеуказанных признаков являются доминантными, а какие — ре цессивными. Вместо точек поставьте буквенные изображения тех аллелей, об обязатель- ном наличии которых свидетельствуют фенотипы нижеуказанных особей.
А) карие глаза
леворукость
Р . . . .
24. Карий цвет глаз – аутосомный доминантный признак, а леворукость – аутосомный рецессивный признак. Признаки не сцеплены друг с другом. У голубоглазой женщины, хорошо владеющей левой рукой, и кареглазого мужчины, хорошо владеющего правой рукой, родилось двое детей: голубоглазый правша и кареглазый левша. Чему равна вероятность рождения в этой семье кареглазого праворукого ребенка?
25. У человека полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов – доминантные аутосомные признаки. Гены, аллели которых обусловливают развитие этих признаков, расположены в разных парах гомологичных хромосом. Родители гетерозиготны по всем трем признакам. Чему равна вероятность рождения у них здорового ребенка?
|