Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Дидактический материал » задачи и упражнения » Задачи по паразитологии
Клещи и насекомые - переносчики возбудителей заболеваний

Членистоногие – переносчики возбудителей заболеваний человека.

 

1. В одном из поселков Средней Азии во время расчистки строительной площадки и разрушения старых глинобитных сооружений было обнаружено большое количество восьминогих животных, которые имели следующее строение: серое удлиненное тело размером 6-8 мм; в передней части широкое тело сужается и имеет небольшое заострение; края тела в передней части параллельны друг другу; на спинной стороне тела хорошо заметны крупные борозды; идущие на некотором расстоянии от края и придающие краю тела вид ранта.

1)   К какому классу, отряду, семейству и виду относятся эти животные?

2)   Какое заболевание может быть передано этими животными и каким образом?

2. Девочка 14 лет поступила в одну из районных больниц Кемеровской области 18 мая с клиникой легкого сыпного тифа. Она проживает в селе, расположенном в лесостепной зоне. Заболевание сыпным тифом в прошлом отрицает. Никогда из дома не выезжала, в семью никто еа приезжал. Педикулез у заболевшей и членов ее семьи не обнаружен. В конце апреля и в начале мая часто ходила за черемшой. Отмечает присасывание клещей. Врач описал внешний вид клещей, которые могли передать ей возбудителя заболеваний. Она узнала их по описанию врача.

1)   Какому виду относится укусивший ее клещ?

2)    Какие особенности строения клеща назвал врач?

3)   Какие меры предосторожности надо рекомендовать?

3. Вспышка заболеваний клещевым энцефалитом возникла в начале мая в лагере туристов. Заболевание охватило только одну группу. Установлено, что 7-8 дней до возникновения заболевания эта группа обедала по пути у местной жительницы. Присасывание клещей туристы отрицают.

1)   Кто является возбудителем этой болезни?

2)   Каким образом мог попасть возбудитель энцефалита в организм людей?

4. Ваш приятель после после посещения городской бани начал ощущать на тыльной стороне рук зуд, особенно усиливающийся ночью. При осмотре рук на коже были обнаружены извилистые тонкие полоски беловато-грязноватого цвета.

1) какая болезнь может быть заподозрена?

2) Как можно подтвердить предполагаемый диагноз?

3) Кто является возбудителем этой болезни?

5.Ваш товарищ собирается в апреле-мае в пеший туристический поход в Красноярский край. Какие рекомендации вы дадите ему с целью профилактики заболеваний, переносимых клещами. Обоснуйте свой ответ.

6. Ваш товарищ – археолог направляется в служебную командировку по Средней Азии? Какие рекомендации Вы дадите ему с целью профилактики заболеваний, переносимых клещами? Обоснуйте свой ответ.

7. Через несколько дней после посещения смешанного леса под г. Нижний Новгород у больного В. появилось увеличение лимфатических узлов, а на  коже в районе расположения таких узлов отчетливо проявилась плотная опухоль – бубон. Серологические реакции подтвердили предварительный диагноз: бубонная форма туляремии. Больной отмечает присасывание клещей, имеющих белый блестящий вид. Врач подробно описал внешний вид клещей, которые могли передать больному возбудителя заболеваний.

1)   К какому роду относится укусивший больного клещ

2)   Какие особенности строения клеща назвал врач

3)   Какие меры предосторожности надо было рекомендовать больному.

8. Рабочий археологической экспедиции, вернувшийся из Средней Азии, попал в больницу с диагнозом клещевой возвратный тиф:

1)   К какому виду относится укусивший его клещ?

2)   Какое строение имеет этот клещ?

3)   Какие меры предосторожности надо было рекомендовать рабочему перед поездкой?

9.Туристическая группа при взаимном осмотре участников похода обнаружила членистоногих животных, которые имели следующее строение. Размер 3-4 мм, коричневое нерасчлененное на отделы тело овальной формы, суженное спереди, глаза отсутсвуют, имеют четыре пары ходильных ног, на спинной стороне ближе к переднему концу тела виден щиток, который у одной части животных занимает всю спинную поверхность, а у другой только ее переднюю часть.

1)   К какому классу, отряду, семейству, виду относятся животные, обнаруженные туристами?

2)   К какому полу относятся обнаруженные ими животные?

3)   Какое заболевание может быть передано этими животными и каким образом?

10. Вернувшись домой после посещения леса, студент обнаружил присосавшегося к телу клеща. Он имел следующее строение: темнокоричневое тело длиной 3мм сужено кпереди и имеет яйцевидную форм, переднюю часть спины покрывает короткий щиток, который имеет светлый эмалевый рисунок с бурыми пятнами, по краям щитка на уровне второй пары ног расположены глаза.

1)   К какому семейству и роду относится обнаруженный клещ?

2)   Самцом или самкой является обнаруженный клещ и почему?

3)   Какое заболевание может быть передано этим клещом?  

11. С поезда снята больная К., 65 лет, в тяжелом состоянии с сыпью на теле, резкой головной болью, спутанным сознанием. Серологически подтвержден  диагноз сыпного тифа. При приеме обнаружены мелкие насекомые в волосах головы. Больная постоянно проживает в отдаленном от места ее госпитализации местности, выехала из дому 2-3 месяца назад. Удалось установить только, что предыдущую ночь она ночевала на соседней узловой станции в комнате путевой обходчицы, где было 2 детей. Ехала в общем вагоне.

1)   Какие насекомые были обнаружены в волосах?

2)   Как происходило проникновение возбудителей сыпного тифа в организм человека?

3)   Какие профилактические мероприятия необходимо провести, чтобы не заболели люди, находившиеся в контакте с ней в последние дни?

12. При возвращении сына из спортивной секции мать обнаружила в его волосах мелких бескрылых насекомых. Микроскопическое исследование показало следующее: насекомые имеют полупрозрачное сероватое тело размером 3,6 мм сплющенное в спинно-брюшном направлении, на голове имеется пере усиков, от тела отходят три пары ног, брюшко намного шире груди, и его боковые вырезки глубоко заходят в глубь тела, а края брюшка сильно пигментированы.

1)   К какому виду относятся обнаруженные насекомые?

2)   Возбудители какого заболевания и каким образом могли быть переданы при   укусе этих животных?

3)   Назовите признаки, по наличию или отсутствию которых можно сказать, подвергался ребенок укусам или нет?

4)   Где расположены и какой вид имеют яйца этих насекомых?

13. При паталогоанатомическом исследовании гражданина без определенного места жительства на его теле были обнаружены мелкие насекомые. Микроскопическое исследование показало следующее: насекомое имеет сплющенное с боков тело размером 3,4 мм; голова, грудь. и брюшко плавно переходят друг в друга, все тело покрыто щетинками ноги разного размера. (задние крупнее)

1)   К какому отряду относятся обнаруженные насекомые

2)   Переносчиками какого заболевания могут быть эти насекомые.

14. Вы попали в один из регионов страны, где в условиях большой скученности людей возникла опасность распространения вшей и появления эпидемии возвратного и сыпного тифа. Какие вы предложите мероприятия для борьбы с этой опасностью

15. В судебную медицинскую экспертизу доставлен труп гражданина без определенного места жительства, умершего после изнурительной лихорадки, продолжающейся 9-11 дней. На коже груди, спины, и живота видна характерная сыпь? Какое заболевание можно заподозрить у умершего. Каким образом произошло его заражение?

16. В семье в одно время заболело двое детей – 14 и 7 лет. Заболевания характеризовались острым началом с ознобом, высокой температурой, жалобами на головную боль, сыпью на теле. При опросе выяснилось, что их мать месяц тому назад перенесла лихорадочное заболевание неизвестной этиологии, к врачу не обращались. У членов семьи обнаружен педикулез. Поставьте предварительный диагноз, выскажите мнение об источнике инфекции.

17. В порт О. Рейсом из Бомбея прибыл теплоход, на котором при медико-санитарном осмотре обнаружены в большом количестве павшие грызуны. Случаев заболеваний среди пассажиров и членов экипажа не было.

1)   Является ли судно зараженным?

2)   Какое заболевание могло привести к гибели грызунов?

3)   Может ли заболевание быть передано человеку и почему?

18. В Забайкальском поселке, находящемся в зоне природного очага чумы, зарегистрирован случай бубонной чумы у охотника промысловика, занимающегося отловом табарганов и заготовкой их шкурок с последующей сдачей на базу. Диагноз чумы был поставлен на третий день болезни, в то же день больной был госпитализирован. Возможно ли дальнейшее распространение инфекции в данных условиях и почему?

19. При осмотре в школе у одного ученика выявлены головные вши. Какие мероприятия необходимо провести по борьбе с педикулезом в данном случае?

 

 

 

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©