Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Заочное обучение » на факультете МВСО
Планы лекций и практических занятий

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ

1. Лекционный курс

1.1. Тематический план лекций

1.      Основные свойства и атрибуты живого. Основные формы живой материи.

2.      Химическая и структурная организация эукариотической клетки. Пути преобразования энергии, вещества и информации в клетке и организме.

3.      Ядро. Размножение клеток и организмов. Митотический цикл. Митоз. Мейоз. Гаметогенез. Строение гамет. Оплодотворение.

4.      Ген — функциональная единица наследственности. Строение генов. Экспрессия генов.

5.      Закономерности наследственности и изменчивости. Генетика человека.

6.      Биология развития. Онтогенез.

7.      Биологические основы паразитизма.

1.2. Аннотированный календарный план лекций.

1.      ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И АТРИБУТЫ ЖИВОГО. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖИВОЙ МАТЕРИИ (0,5 часа) (октябрь)

Развитие понятия "жизнь" на современном этапе. Фундаментальные свойства живой материи: самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение. Основные атрибуты жизни: обмен веществ, упорядоченность строения и сложная структурно -функциональная организация, обмен и преобразование веществ, энергии и информации, раздражимость, размножение, гомеостаз, наследственность, изменчивость, индивидуальное и историческое развитие. Основные формы живой материи (прокариоты: сине-зеленые водоросли и бактерии — и эукариоты: животные, растения и грибы) и особенности их структурно-функциональной организации. Вирусы и <!-- Generation of PM publication page 2 -->болезнетворные бактерии как возбудители заболеваний человека. Уровни организации жизни и особенности проявления на них основных свойств и атрибутов жизни. Человек как результат эволюции, как активный компонент биосферы. Биологические проявления жизнедеятельности человека. Человек как объект фармакологического воздействия и среда обитания болезнетворных микроорганизмов, паразитических простейших и гельминтов.

2. ХИМИЧЕСКАЯ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ. ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, ВЕЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ И ОРГАНИЗМЕ (0,5 часа) (октябрь)

Клетка — элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живой материи. Химическая организация клетки: общие сведения о строении и функциях нуклеиновых кислот, белков, липидов и углеводов. Структурные компоненты клетки: общие сведения о строении и функциях наружной плазматической мембраны, ядра, органоидов и включений клетки. Понятие о гиалоплазме, цитозоле и цитоскелете (микротрубочки, микрофиламенты, промежуточные нити). Клетка как открытая система. Транспорт веществ через наружную плазматическую мембрану: диффузия (простая, через каналы, облегченная), активный транспорт, транспорт в мембранной упаковке (эндоцитоз: пино- и фагоцитоз, рецепторный эндоцитоз; экзоцитоз; трансцитозис). Внутриклеточный транспорт веществ. Осмос. Гемолиз. Нарушение транспорта веществ как одна из причин возникновения болезней. Понятие об автотрофных и гетеротрофных организмах, паразитах, сапрофитах и симбионтах. Гликолиз. Клеточное дыхание. Фотосинтез. Образование АТФ. Ферменты. Особенности химической, структурной и функциональной организации животной клетки. Человек как гетеротрофный организм. Заменимые и незаменимые органические соединения (витамины, некоторые аминокислоты и жирные кислоты). Понятие о полноценном питании. Органические соединения пищи как источник энергии и строительного материала. Понятие об информации. Химические вещества как носители информации. Понятие о гормонах, биологически активных веществах и рецепторах. Роль наружной плазматической мембраны в передаче информационного сигнала. Общие сведения о механизмах восприятия, преобразования и передачи информации в организме: в органах чувств, нервной и гуморальной системах, системе иммунитета. Понятие о дистантных и контактных взаимодействиях между клетками. Общие сведения о хранении, передаче и реализации наследственной информации в клетках и организме. Нарушение преобразования и передачи информации в клетке как одна из причин наследственных заболеваний. Влияние лекарственных веществ на потоки веществ, энергии и информации в клетке и организме. Лекарственные вещества как инструмент направленного воздействия на обмен веществ. Понятие о болезнях обмена веществ. Органоиды и белки (рецепторные, ферментативные, структурные, транспортные, регуляторные) как точки приложения первичного действия мутантных генов.

3. ЯДРО. РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТОК И ОРГАНИЗМОВ. МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. МИТОЗ. МЕЙОЗ. ГАМЕТОГЕНЕЗ. СТРОЕНИЕ ГАМЕТ. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ (0,5 часа) (октябрь)

Строение ядра. Строение хроматина. Гетеро- и эухроматин. Строение интерфазных и метафазных хромосом. Политенные хромосомы,хромосомы типа "ламповых щеток", Х-половой хроматин. Основные типы метафазных хромосом человека: акроцентрические, метацентрические, субметацентрические. Классификация и общая характеристика бесполого и полового размножения организмов. Способы бесполого размножения: деление одноклеточных, почкование, фрагментация, полиэмбриония, шизогония (множественное деление). Способы полового размножения: копуляция и конъюгация у простейших, типичное оплодотворение, партеногенез. Понятие о наследственной информации. ДНК как носитель наследственной информации. Генетический код и его основные свойства: триплетность, линейность, неперекрываемость, однозначность, однонаправленность считывания, универсальность, избыточность, отсутствие знаков препинания. Понятие о гене. Редупликация ДНК. Митотический цикл и его стадии: пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды интерфазы, митоз. Митоз как механизм, обеспечивающий передачу и преемственность наследственной информации от одной клетки к другой. Фазы митоза животной клетки и их цитологическая характеристика. Изменение структуры хромосом во время митотического цикла. Биологическое значение митоза и формирования компактных хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Понятие о кариотипе, диплоидном и гаплоидном наборах хромосом. Нарушение митоза под действием химических соединений. Митотическая активность клеток различных тканей. Нарушение контроля митотической активности как причина возникновения злокачественных образований. Мейоз как механизм, обеспечивающий формирование гаплоидного набора хромосом, источник комбинативной и мутационной изменчивости. Гаметогенез у животных. Сравнительная характеристика сперматогенеза и овогенеза. Морфофункциональная характеристика гамет: сперматозоидов и яйцеклеток животных. Оплодотворение у животных. Размножение бактерий и вирусов.

4. ГЕН — ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. СТРОЕНИЕ ГЕНОВ. ЭКСПРЕССИЯ ГЕНОВ (0,5 часа) (октябрь)

Структурно-функциональные уровни организации наследственного материала у прокариот и эукариот: генный, хромосомный и геномный. Основные свойства гена. Классификация генов: структурных и регуляторных. Передача наследствен ной информации от организма к организму благодаря редупликации, делению клеток и оплодотворению. Особенности строения генов прокариот. Мозаичное строение генов эукариот. Основные регуляторные участки генов: промотор, оператор, терминатор. Общие сведения о транскрипции, процессинге и трансляции как этапах реализации наследственной информации. Общие принципы регуляции генной активности. Понятие об индукции и репрессии. Влияние лекарственных веществ на разные этапы синтеза белка у прокариот и эукариот. Лекарственные вещества как факторы, влияющие на экспрессию генов. Мутации генов и хромосом как причины наследственных заболеваний человека.

5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (0,5 часа) (октябрь)

Основные закономерности наследования признаков: законы Менделя и их цитологические основы. Понятие о гомо-, гетеро- и гемизиготности. Доминантность и рецессивность. Генотип и фенотип. Цели и сущность анализирующего скрещивания. Статистический характер менделевских закономерностей. Сцепленное наследование и кроссинговер; их цитологические основы. Менделирующие признаки человека. Понятие о моногенном и полигенном наследовании. Генетика пола у животных и человека. Сцепленные с полом признаки и их наследование. Особенности строения Х- и Y-хромосом человека. Цитоплазматическое наследование у животных и человека. Понятие о полной и неполной пенетрантности, постоянной и изменчивой экспрессивности генов. Хромосомная теория наследственности. Расположение генов в хромосомах. Хромосомы как группы сцепления. Генетические и цитологические карты хромосом. Множественный аллелизм. Наследование групп крови системы АВО и резус. Особенности формирования признаков при кодоминировании, полном и неполном доминировании, эпистазе, комплементарности и полимерии. Плейотропия. Классификация форм и видов изменчивости и их значение в онтогенезе и эволюции. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Классификация и характеристика модификаций. Модификации у человека. Управление доминированием и его место в индивидуальном развитии человека. Комбинативная изменчивость, ее причины и значение. Мутационная изменчивость (генная, хромосомная и геномная). Классификация и характеристика мутаций. Генные мутации: вставка, потеря и замена нуклеотидов. Хромосомные мутации: делеция, транслокация, дупликация, инверсия, формирование кольцевой хромосомы. Геномные мутации: полиплоидия, утрата и избыток отдельных хромосом. Мутации у человека. Мутагенез, мутагенные факторы. Антимутагены. Генокопии. Особенности человека как объекта генетического анализа. Методы антропогенетики (генеалогический, цитогенетический, биохимический, близнецовый и популяционно-статистический): их сущность и возможности. Закон Харди-Вайн берга. Понятие о врожденных и наследственных болезнях, болезнях с наследствен ной предрасположенностью. Понятие о генных и хромосомных болезнях. Понятие о моногенных и полигенных (многофакториальных) болезнях. Роль экологических условий в развитии наследственных заболеваний. Принципы и возможности молекулярно-цитохимических и молекулярно-генетических методов диагностики наследственных заболеваний. Понятие о ДНК-зондах. Понятие о первичной и вторичной профилактике. Синдромы Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского -Тернера, Трисомии Х, Патау, Эдвардса. Принципы профилактики, диагностики и лечения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование и прогнозирование. Понятие о нормокопировании. Пренатальная (дородовая) диагностика. Массовый и селективный скрининг наследственных заболеваний. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его проявления; значение его для селекции и медицины. Биотехнология. Клеточная и генетическая инженерия. Вирусы и плазмиды бактерий как инструменты генетической инженерии. Понятие о фармакогенетике. Генетический полиморфизм человечества и его фенотипические проявления у людей. Принцип адаптации клетки к условиям существования. Проблема рака. Проблема мутагенного и канцерогенного действия лекарственных веществ.

6. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ОНТОГЕНЕЗ (0,5 часа) (октябрь)

Онтогенез как совокупность механизмов, обеспечивающих возникновение и развитие многоклеточного организма как сложной самообновляющейся, саморегулирующейся системы, состоящей из дифференцированных и специализи рованных клеток, тканей, органов и физиологических систем. Периоды онтогенеза животных (эмбриональный и постэмбриональный) и их характеристика. Основные стадии эмбрионального развития хордовых животных (на примере ланцетника): дробление, гаструляция, нейруляция, гисто- и органогенез. Зигота, бластула, гаструла и нейрула ланцетника. Зародышевые листки (эктодерма, энтодерма, мезодерма) и их производные. Биогенетический закон и его проявления у человека. Реализация наследственной информации в процессе развития организма. Основные процессы и механизмы эмбрионального развития: ооплазматическая сегрегация, эмбриональная индукция, дифференциальная активность генов, дифференциальное размножение и гибель клеток, перемещение и кооперация клеток и клеточных масс, специализация и дифференцировка клеток, взаимодействия клеток. Понятие о регуляционном и мозаичном типах развития животных, генетических и эпигенетических механизмах развития. Зародышевые оболочки и провизорные органы человека: амнион, аллантоис, желточный мешок, хорион, плацента. Роль среды в онтогенезе. Взаимодействие социальных и биологических факторов в ходе постэмбрионального развития человека. Патогенные факторы среды и их влияние на человека на разных этапах его развития. Критические периоды развития. Тератогенные факторы. Аномалии развития. Фенокопии. Атавизмы и рудименты у человека. Проявление закона гомологических рядов наследственной изменчивости у человека. Биологические аспекты старения и смерти. Хронологический и биологический возраст (проявление, различия). Генетические, молекулярные и клеточные механизмы старения. Проблема долголетия. Восстановительные процессы в организме. Физиологическая и репаративная регенерация. Молекулярно-генетические и клеточные механизмы регенерации. Медицинское значение регенерации.

7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРАЗИТИЗМА (0,5 часа) (октябрь)

Паразитизм как экологический феномен. Классификация паразитов. Понятие о цикле развития, основном и промежуточном хозяине, инвазии, инвазионной стадии. Понятие об инвазионных, трансмиссивных и природно-очаговых болезнях. Особенности паразитов, связанные с паразитическим образом жизни. Проявления патогенности паразитов. Основные принципы и методы диагностики и профилактики паразитарных заболеваний. Тип Простейшие. Общая характеристика типа и его основных классов. Морфологические особенности, циклы развития, пути заражения и патогенное действие следующих паразитов: дизентерийная амеба, лейшмании, трихомонада урогенитальная, лямблия, трипаносомы, малярийный плазмодий, балантидий, токсоплазма. Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых этими паразитами. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа и его основных классов. Морфологические особенности, циклы развития, пути заражения и патогенное действие следующих паразитов: бычий цепень, свиной цепень, лентец широкий, печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, эхинококк, цепень карликовый, легочный сосальщик. Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых этими паразитами. Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Морфологические особенности, циклы развития, пути заражения и патогенное действие следующих паразитов: аскарида человеческая, острица, власоглав, трихинелла. Лабораторная диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых этими паразитами. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа и его основных классов. Понятие о природно-очаговых болезнях. Морфологические особенности и медицинское значение следующих членистоногих: таежный клещ, клещи рода дермацентор, поселковый клещ, чесоточный клещ, головная вошь, платяная вошь, лобковая вошь, человеческая блоха, комары рода Анофелес, комнатная муха, вольфартова муха, москиты, мухи це-це, тараканы.

2. Практические занятия

2.1.      Тематический  план лабораторных занятий по курсу “ Биология “

1. Биология клетки. Размножение клеток и организмов.

2. Основы общей генетики. Генетика человека.

3. Биологические основы паразитизма.

2.2. Календарный аннотированный план лабораторных занятий по курсу "Биология"

Занятие 1. БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ. РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТОК И ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

Учебные вопросы:

1)        Устpойство микpоскопа "Биолам", стеpеоскопического  микpоскопа и пpепаpовальной лупы.      

2)        Общие сведения о работе на персональных компьютерах.

3)        Пpавила микpоскопиpования.                    

4)        Пpавила пpиготовления вpеменных пpепаpатов.  

5)        Типичные ошибки пpи микpоскопиpовании

6)        Общий план стpоения клеток эукаpиот.          

7)        Класификация стpуктуpных компонентов эукаpиотической клетки.

8)        Моpфофункциональная  хаpактеpистика    основных оpганоидов клетки.                            

9)        Включения клетки.                             

10)    Виды тpанспоpта веществ в клетку.

11)    Моpфофункциональная  взаимосвязь    стpуктуpных компонентов клетки.

12)    Осмотические свойства клеток. Гемолиз.

13)    Стpоение ядpа и его стpуктуpных компонентов.  

14)    Стpоение интеpфазных и метафазных хpомосом.   

15)    Пеpиоды  интеpфазы,  фазы  митоза  и   события, пpоисходящие в них.                           

16)    Биологическое значение фоpмиpования хpомосом  и митоза.

17)    Строение и редупликация ДНК

18)    Классификация, хаpактеpистика  и  биологическое значение pазличных  фоpм  и  видов  pазмножения оpганизма.                                   

19)    Мейоз и его биологическое значение.        

20)    Гаметогенез.  Отличительные особенности спеpматогенеза и овогенеза.                          

21)    Моpфофункциональные особенности половых клеток.

22)    Хаpактеpистика  стадий  эмбpионального  пеpиода pазвития.                                    

23)    Молекуляpные и клеточные механизмы онтогенеза.

24)    Кpитические пеpиоды pазвития.                

25)    Теpатогенные фактоpы. Аномалии pазвития.                                          

26)    Особенности эмбpионального и  постэмбpионального pазвития человека.

Самостоятельная работа:

1) Изучение устройства микроскопа "Биолам" и стереоскопического микроскопа.

2) Освоение правил микроскопирования при малом и большом увеличениях микроскопа во время работы с фиксированными микропрепаратами (клетки крови лягушки и человека).

3) Изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

   а) клетки крови лягушки;

   б) клетки крови человека.

4) Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

    а) митохондрии в клетках кишки аскариды;

    б) комплекс Гольджи в нервных клетках спинного мозга собаки;

    в) гликоген в клетках печени; г) жировые клетки;

    д) белковые включения в яйцевых клетках домового паука;

    е) пигментные включения в клетках сетчатки глаза лошади.

5) Составление разрезной таблицы "Изменение формы и размеров эритроцитов в разных растворах".

6) Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов животной клетки (клетки кожи тритона):

    а) Профаза. Стадия материнского клубка.

    б) Метафаза. Стадия материнской звезды.

    в) Анафаза. Стадия дочерних звезд.

    г) Телофаза. Стадия дочерних клубков.

7) Изучение и зарисовка фиксированного микропрепарата "Митоз в клетках корешка лука".

8) Составление разрезной таблицы "Митоз животной клетки".

9) Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

    а) яйцевая клетка из яичника курицы;

    б) яйцевая клетка из яичника млекопитающего;

    в) сперматозоиды морской свинки;

    г) зона роста при сперматогенезе у аскариды;

    д) ооцит I порядка аскариды;

    е) ооцит II порядка аскариды;

    ж) зрелая яйцеклетка аскариды.

10) Составление разрезной таблицы "Мейоз".

11) Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

    а) два бластомера аскариды;

    б) морула аскариды;

    в) бластула лягушки;

    г) гаструла морского ежа;

    д) нервная пластинка зародыша курицы;

    е) нервная трубка зародыша курицы.

 

Занятие 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

 

Учебные вопросы:

1)  Содеpжание и цитологические основы 1, 2 и 3 законов Менделя.                                 

2)  Содеpжание  и  цитологические  основы  гипотезы “чистоты гамет”.                                         

3)  Особенности наследования пpизнаков  пpи  неполном доминиpовании.                           

4)  Цели и задачи анализиpующего скpещивания.

5)  Особенности и цитологические основы  наследования при сцеплении генов и кроссинговере.

6)  Понятие о пенетpантности и экспpессивности.

7)  Множественный аллелизм. Наследование гpупп кpови системы АВО и его цитологические основы.   

8)  Особенности стpоения Х- и Y-хpомосом.

9)  3) Хpомосомный  механизм  опpеделения  пола   пpи обpазовании зиготы.

10)    Особенности пpоявления и наследования  пpизнаков, контpолиpуемых генами Х- и Y-хpомосом человека.

11)    Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

12)    Особенности человека как специфического  объекта генетического анализа.                   

13)    Сущность, возможности и значение  генеалогического метода антpопогенетики.                 

14)    Особенности  pодословных  с  pазными  типами  и хаpактеpами наследования пpизнаков.          

15)    Сущность, возможности и значение  биохимического метода антpопогенетики.                

16)    Генные мутации.                             

17)    Генные болезни человека.  

18)    Сущность, возможности  и  значение  популяционно-статистического метода антропогенетики.

19)    Классификация хpомосом.                    

20)    Хаpактеpистика ноpмальных каpиотипов  мужчин  и женщин.                                       

21)    Сущность, возможности и  значение  цитологических методов антpопогенетики.                

22)    Хpомосомные болезни человека.                

23)    Хромосомные и геномные мутации

24)    Комбинативная изменчивость

25)    Модификационная изменчивость. Норма реакции

26)    Сравнительная характеристика мутаций и модификаций

 

Самостоятельная работа:

1) Составление опорных схем "Цитологические основы наследования".

2) Решение генетических задач по следующим темам:

    а) Моногибридное скрещивание: полное доминирование, неполное доминирование.

    б) Независимое наследование при дигибридном скрещивании.

    в) Сцепленное наследование при полном сцеплении генов.

    г) Наследование при неполном сцеплении генов.

    д) Наследование признаков с неполной пенетрантностью.

    е) Наследование групп крови системы АВО.

         ж) Наследование групп крови системы резус.

         з) Наследование признаков, сцепленных с полом.

         и) Взаимодействие неаллельных генов.

3) Решение задач на определение типа и характера наследования признака (или генного заболевания), генотипа пробанда и прогнозирование рождения потомства с изучаемым или альтернативным ему признаком.

4) Решение задач по популяционной генетике (на закон Харди-Вайнберга).

5) Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:

    а) Х-половой хроматин в клетках эпителия слизистой оболочки ротовой полости человека;

    б) кариотип человека (метафазная пластинка);

    в) политенные хромосомы в слюнных железах насекомых.

4) Идентификация и анализ кариограмм людей, страдающих хромосомными заболеваниями; запись формул их кариотипов.

Занятие 3.  БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРАЗИТИЗМА. (2 часа)

Учебные вопросы:

1)   Общая хаpактеpистика типа Простейшие и его основных классов.                    

2)   Понятие о паpазитизме, циклах  pазвития,  инвазии, патогенности, основном и пpомежуточном хозяевах, тpансмиссивных болезнях.           

3)   Моpфологические  особенности,  циклы  pазвития, пути заpажения,  патогенное  действие,  лабоpатоpная диагностика и пpофилактика  заболеваний, вызываемых следующими паpазитами: а) Тpипаносомы; б) Лейшмании; в) Маляpийный плазмодий; г) Тpихомонада; д) Лямблии; е) Дизентиpийная амеба; ж) Балантидий.

4)   Общая хаpактеpистика типа Плоские черви и его основных классов.             

5)   Понятие о био- и геогельминтах, инвазионных заболеваниях.                                

6)   Моpфологические  особенности,  циклы  pазвития, пути заpажения,  патогенное  действие,  лабоpатоpная диагностика и пpофилактика  заболеваний, вызываемых следующими паpазитами: а) Печеночный сосальщик; б) Кошачий сосальщик; в) Свиной цепень; г) Бычий цепень; д) Лентец шиpокий; е) Цепень каpликовый; ж) Эхинококк

7)   Общая характеристика типа Круглые черви.

8)   Моpфологические  особенности,  циклы  pазвития, пути заpажения,  патогенное  действие,  лабоpатоpная диагностика и пpофилактика  заболеваний, вызываемых следующими паpазитами: а) Аскаpида человеческая; б) Власоглав; в) Тpихинелла; г) Остpица.

9)   Основные методы овогельминтоскопии

10)    Основные меpы личной пpофилактики пpи взятии  и изучении  биологических  пpоб   пpостейших    и гельминтов.

11)    Общая характеристика типа Членистоногие и его основных классов.

12)    Понятие о пpиpодно-очаговых болезнях.

13)    Моpфологические  особенности и медицинское  значение следующих членистоногих: а) Таежный клещ; б) Клещи рода Дермацентор; в) Поселковый клещ; г) Чесоточный клещ; д) Головная вошь; е) Платяная вошь; ж) Лобковая вошь; з) Человеческая блоха; и) Комаpы pода Анофелес; к) Комнатная муха; л) Вольфаpтова муха; м) Москиты; н) Мухи це-це; о) Таpаканы.

 

Самостоятельная работа:

1) Идентификация и изучение микропрепаратов, слайдов и рисунков следующих паразитических простейших:

   а) трипаносомы в крови лошади;

   б) безжгутиковая внутриклеточная форма лейшмании;

   в) лямблия;

   г) трихомонада урогенитальная в слизи влагалища;

   д) балантидий;

   е) крупная, вегетативная форма дизентерийной амебы;

   ж) цисты дизентерийной амебы;

   з) цисты кишечной амебы;

   и) перстневидная стадия шизонта малярийного плазмодия;

   к) стадия образования мерозоидов малярийного плазмодия;

   л) токсоплазма.

2) Идентификация и изучение макропрепаратов, микропрепаратов, слайдов и рисунков следующих паразитических плоских червей:

    а) тотальный препарат печеночного сосальщика;

    б) пищеварительная система печеночного сосальщика;

    в) яйцо печеночного сосальщика;

    г) тотальный препарат кошачьего сосальщика;

    д) головка свиного цепня;

    е) головка бычьего цепня;

    ж) зрелый, или концевой, членик свиного цепня;

    з) цистицерк свиного цепня с вывернутой головкой;

    и) зрелый, или концевой, членик бычьего цепня;

    к) "яйцо" (онкосфера) свиного и бычьего цепней;

    л) зрелый, или концевой, членик лентеца широкого;

    м) тотальный препарат цепня карликового;

    н) тотальный препарат эхинококка.

3) Идентификация и изучение макропрепаратов, микропрепаратов, слайдов и рисунков следующих паразитических круглых червей:

    а) тотальные препараты самца и самки человеческой аскариды;

    б) оплодотворенное яйцо аскариды;

    в) тотальный препарат самки власоглава;

    г) тотальный препарат самца власоглава;

    д) яйцо власоглава;

    е) самка острицы;

    ж) яйцо острицы;

    з) личинка трихинеллы в скелетных мышцах.

4) Идентификация и изучение препаратов, слайдов и рисунков следующих членистоногих, имеющих медицинское значение:

    а) самка таежного клеща;

    б) самец дермацентора;

    в) самка поселкового клеща;

    г) самка чесоточного зудня;

    д) самка головной вши;

    е) яйцо головной вши;

    ж) самец платяной вши;

    з) самка лобковой вши;

    и) самка человеческой блохи;

    к) головка самки малярийного комара;

    л) головка самца немалярийного комара;

    м) личинка малярийного комара; н) куколка малярийного комара

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©