Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



Абитуриентам » подготовка к ЕГЭ
Проверь свои знания

Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

                                                              Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 включает 36 заданий (А1 – А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 8 заданий (B1 – B8): 3 – с выбором трёх верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 2 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1 – С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые  варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям Вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

   

Часть 1

 

При выполнении заданий этой части рядом с  номером выполняемого вами задания (А1 – А36) поставьте знак номер выбранного вами ответа.

 

A1

 

Главный признак живого –

 

1)

движение

2)

увеличение массы

3)

обмен веществ

4)

распад на молекулы

 

A2

О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них

 

1)

ядра

2)

пластид

3)

оболочки из клетчатки

4)

вакуолей с клеточным соком

 

A3

 

 Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами

 

 

1)

гликогена и крахмала

2)

ДНК и АТФ

3)

белков и липидов

4)

клетчатки и глюкозы

 

A4

Мейоз отличается от митоза наличием

 

1)

интерфазы

2)

веретена деления

3)

четырёх фаз деления

4)

двух последовательных делений

 

 

A5

К автотрофным организмам относят

 

 

1)

мукор

2)

дрожжи

3)

пеницилл

4)

хлореллу

 

 

A6

При партеногенезе организм развивается  из

 

 

1)

зиготы

2)

вегетативной клетки

3)

соматической клетки

4)

неоплодотворённой яйцеклетки

 

 

A7

Парные гены гомологичных хромосом называют

 

1)

аллельными

2)

сцепленными

3)

рецессивными

4)

Доминантными

 

 

A8

У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

 

1)

ААBb

2)

Аabb

3)

AaBb

4)

AABB

 

A9

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

 

1)

носит обратимый характер

2)

передаётся по наследству

3)

характерна для всех особей вида

4)

является проявлением нормы реакции признака

 

A10

 

Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

 

1)

использование солнечной энергии при фотосинтезе

2)

неограниченный рост в течение всей жизни

3)

синтез органических веществ из неорганических

4)

выделение кислорода в атмосферу

 

A11

 

Клубень и луковица – это

 

1)

органы почвенного питания

2)

видоизменённые побеги

3)

генеративные органы

4)

зачаточные побеги

 

 

A12

К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

 

1)

Мхов

2)

Хвощей

3)

Водорослей

4)

Лишайников

 

A13

У насекомых с полным превращением

 

1)

личинка похожа на взрослое насекомое

2)

за стадией личинки следует стадия куколки

3)

во взрослое насекомое превращается личинка

4)

личинка и куколка питаются одинаковой пищей

 

A14

Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?

 

1)

Земноводных

2)

Пресмыкающихся

3)

Птиц

4)

Млекопитающих

 

 

A15

Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обезвреживаются в

 

1)

Почках

2)

Печени

3)

толстом кишечнике

4)

поджелудочной железе

 

 

A16

Трение при движении костей в суставе снижается за счёт

 

1)

суставной сумки

2)

отрицательного давления внутри сустава

3)

суставной жидкости

4)

суставных связок

 

A17

При малокровии у человека наблюдается

 

1)

недостаток кальция в крови

2)

уменьшение содержания гормонов в крови

3)

уменьшение содержания гемоглобина в крови

4)

нарушение деятельности поджелудочной железы

 

 

A18

Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

 

1)

А

2)

Б

3)

В

4)

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A19

Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при употреблении

 

1)

в пищу немытых овощей

2)

воды из стоячего водоёма

3)

плохо прожаренного мяса

4)

плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

 

 

 

A20

 

К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

 

1)

Экологическому

2)

Генетическому

3)

Морфологическому

4)

Географическому

 

 

 

A21

 

Исходным материалом для естественного отбора служит

 

1)

борьба за существование

2)

мутационная изменчивость

3)

изменение среды обитания организмов

4)

приспособленность организмов к среде обитания

 

 

 

A22

 

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

 

1)

освоения видом новых территорий

2)

прямого воздействия  среды на организм

3)

дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

4)

естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками

 

 

A23

 

В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

 

1)

ткани

2)

Споры

3)

Семена

4)

половые клетки

 

 

 

A24

К биотическим компонентам экосистемы относят

 

1)

газовый состав атмосферы

2)

состав и структуру почвы

3)

особенности климата и погоды

4)

продуцентов, консументов, редуцентов

  

A25

Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания?

 

листовой опад ® …… ® ёж ® лисица

 

1)

крот

2)

Кузнечик

3)

дождевой червь

4)

плесневые грибы

 

A26

Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере ?

 

1)

повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2)

увеличить продуктивность биомассы экосистем

3)

учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4)

изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

 

 

A27

 

Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в

 

1)

Лизосомах

2)

Рибосомах

3)

Хлоропластах

4)

эндоплазматической сети

 

 

 

A28

 

Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

 

1)

АЦУ

2)

ЦУГ

3)

УГА

4)

АГА

  

 

A29

В интерфазе перед митозом в клетке

 

 

1)

хромосомы выстраиваются в плоскости экватора

2)

хромосомы расходятся к полюсам клетки

3)

количество молекул ДНК уменьшается вдвое

4)

количество молекул ДНК удваивается

 

 

A30

При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной ре­цес­сивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фено­типу в соотношении

 

1)

3 : 1

2)

9 : 3 : 3 : 1

3)

1 : 1

4)

1 : 2 : 1

 

 

A31

В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

 

1)

скрещивают особи двух чистых линий

2)

скрещивают родителей с их потомками

3)

кратно увеличивают набор хромосом

4)

увеличивают число гомозиготных особей

 

 

 

 

 

A32

Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамер­ного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

 

1)

хрящевых и костных рыб

2)

ланцетника и рыб

3)

земноводных и рыб

4)

пресмыкающихся и рыб

 

 

A33

Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает

 

1)

высоту составляющих его звуков

2)

направление звуковой волны

3)

степень громкости звука

4)

содержащийся в нём смысл

 

A34

В процессе всасывания через ворсинки тонкой кишки поступают непосредственно в кровь

 

1)

глюкоза и аминокислоты

2)

глицерин и жирные кислоты

3)

белки и жиры

4)

гликоген и крахмал

 A35  Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

 

 

1)

Теплокровность

2)

гетеротрофное питание

3)

лёгочное дыхание

4)

развитие коры больших полушарий

  

A36

В чём причина смены одного биоценоза другим?

 

1)

изменение погодных условий

2)

сезонные изменения в природе

3)

колебание численности популяций одного вида

4)

изменение среды обитания живыми организмами

  

 

Часть 2

 

Ответы к заданиям этой части запишите справа от номера задания В1 – В8.

В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

 

B1

 

Для прокариотной клетки характерно наличие

 

А)

Рибосом

Б)

Митохондрий

В)

оформленного ядра

Г)

плазматической мембраны

Д)

эндоплазматической сети

Е)

одной кольцевой ДНК

Ответ: ____________. (Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.)

 

 

B2

 

В связи с прямохождением у человека

 

А)

освобождаются верхние конечности

Б)

стопа приобретает сводчатую форму

В)

большой палец руки противостоит остальным

Г)

таз расширяется, его кости срастаются

Д)

мозговой отдел черепа меньше лицевого

Е)

уменьшается волосяной покров

Ответ: ____________. (Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.)

 

 

B3

 

В чём сходство природной и искусственной экосистем?

 

А)

небольшое число видов

Б)

наличие цепей питания

В)

замкнутый круговорот веществ

Г)

использование солнечной энергии

Д)

использование дополнительных источников энергии

Е)

наличие продуцентов, консументов, редуцентов

 

Ответ: ____________. (Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.)

 

 

При выполнении заданий В4 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов.

 

B4

 

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

 

ПРИЗНАК

 

КЛАСС

1)

оплодотворение внутреннее

А)

Земноводные

2)

оплодотворение у большинства видов наружное

Б)

Пресмыкающиеся

3)

непрямое развитие

 

 

4)

размножение и развитие происходит на суше

 

 

5)

тонкая кожа, покрытая слизью

 

 

6)

яйца с большим запасом питательных веществ

 

 

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

B5

 

Установите соответствие между кровеносными сосудами человека  и направлением  движения крови в них

 

 

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

1)

вены малого круга кровообращения

А)

от сердца

2)

вены большого круга кровообращения

Б)

к сердцу

3)

артерии малого круга кровообращения

 

 

4)

артерии большого круга кровообращения

 

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

B6

 

Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых  эти особенности характерны.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

 

ОРГАНИЗМЫ

1)

использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

А)

автотрофы

2)

использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

Б)

гетеротрофы

3)

использование только готовых органических веществ

 

 

4)

синтез органических веществ из неорганических

 

 

5)

выделение кислорода в процессе обмена веществ

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

При выполнении заданий В7 – В8 установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получив­шуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

 

B7

Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

 

А)

класс Насекомые

Б)

вид Капустная белянка

В)

отряд Чешуекрылые

Г)

тип Членистоногие

Д)

род Огородные белянки

Е)

семейство Белянки

 

 

 

 

 

 

 

  

B8

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

 

А)

заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

Б)

появление кустарников и полукустарников

В)

формирование травяного сообщества

Г)

появление накипных лишайников на скальных породах

Д)

формирование лесного сообщества

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3

 

Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 -  дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 – С6 – полный развёрнутый ответ.

 

C1

 

В ХVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

 

 

C2

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

 

C3

Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

 

 

 

C4

Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

 

 

 

C5

В одной молекуле ДНК нуклеодиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

 

  

C6

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©