Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



Корзина » Раздел » Студентам КГМУ » Дидактический материал » Задачи и упражнения по основам молекулярной биологии и медицины
Предисловие

  • Предисловие

           В последние десятилетия молекулярная биология и генетика достигли ошеломляющих успехов  в познании механизмов жизнедеятельности организмов: от вирусов и бактерий до растений и человека. Теоретические знания находят широкое применение в биотехнологии для конструирования организмов с заранее заданными свойствами, для разработки методов диагностики и лечения наследственных заболеваний. В настоящее время формирование высококлассного специалиста медицинского и фармацевтического профиля немыслимо без знания современных методов,  возможностей и перспектив развития молекулярной медицины.

          В основе знаний молекулярной биологии и медицины лежат базовые теоретические представления о строении, свойствах и функциях белков и нуклеиновых кислот, сущности генетического кода, механизмах трансляции и транскрипции. Все это в самом общем виде изучается по программе средних учебных заведений, и предполагается, что студенты первого курса вузов имеют прочные знания молекулярных основ наследственности и изменчивости организмов. К сожалению, такие важные разделы учебной программы как ''Строение белков и нуклеиновых кислот. Синтез белка. Редупликация ДНК'' традиционно остаются для школьников наиболее сложными для понимания и запоминания. Отчасти это объясняется сложностью самих изучаемых химических соединений и биохимических процессов. Другой причиной слабых знаний учащихся можно считать излишне упрощенное изложение учебного материала, затрудняющее формирование четких представлений об изучаемых явлениях. Такое упрощение неизбежно и оправдано, и обусловлено оно, с одной стороны, требованием учебной  программы, а с другой стороны, неполнотой  наших знаний  об изучаемых явлениях на момент разработки школьных учебников. Кроме того, в арсенале педагогов практически отсутствуют сборники задач и упражнений, позволяющие учащемуся разобраться в сложнейших понятиях и процессах, закрепить изученный теоретический материал. Поэтому объективным результатом является низкий уровень базовых знаний учащихся молекулярных основ жизнедеятельности организма, что  существенно затрудняет формирование у студентов современных представлений  о материальной природе наследственности, механизмах индивидуального развития, возникновения наследственных заболеваний и перспективных методах их диагностики и лечения.

          Учитывая вышесказанное, перед педагогическим коллективом кафедр, первыми  встречающими студентов своего вуза, стоит большая и непростая задача: организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты в кратчайший срок смогли реализовать свои потенциальные возможности и желание повысить свои знания до уровня, достаточного для успешного овладения специальными биологическими, медицинскими и фармацевтическими дисциплинами, для того, чтобы видеть перспективы развития своей  специальности.

          Одним из действенных инструментов и средств решения этой задачи является разработка и использование задач и упражнений по основам молекулярной биологии и медицины. Предлагаемое учебное пособие включает в себя более сотни упражнений и задач разной степени сложности, распределенных по основным темам и расположенным в порядке возрастания сложности. Одной из особенностей является использование такого набора задач и упражнений, которые многократно и с разных сторон проверяют понимание студентом одного и того же явления или процесса. Такая проработка учебного элемента должна, по нашему мнению, помочь студенту быстро и самостоятельно сформировать о нем правильное и полное представление. Кроме того, при составлении учебных задач основной упор делался на  реальные примеры использования средств генетической инженерии и биотехнологии, что должно повысить интерес учащихся при решении учебных задач и продемонстрировать результаты применения теоретических знаний для решения конкретных практических задач. Некоторые задачи содержит типовые вопросы по проверке базовых знаний, но в их условие включена новая для учащихся информация; решая такие задачи, студент не только проверяет и закрепляет свои знания, но и расширяет свой кругозор, повышает свой образовательный уровень, приобретает знания, которые в последующем станут для него базовыми. Ряд задач развивает логическое мышление и пространственное воображение, немаловажные для становления будущего специалиста. Таким образом, предлагаемые задачи содержат не только контролирующий, но и обучающий и развивающий компоненты, что существенно расширяет диапазон их использования.

          Кроме того, решенные студентом задачи окажут студенту существенную помощь при изучении специальных дисциплин: биохимии, фармакологии, медицинской генетики, молекулярной биологии и генетики, генетической инженерии и биотехнологии.

          Автор выражает искреннюю признательность своим коллегам за конструктивную и доброжелательную критику, ценные рекомендации и замечания  по содержанию учебных задач и учебного пособия в целом. Автор заранее благодарен тем студентам, которым первым предстоит решать учебные задачи, за проявленный к ним интерес, за замеченные опечатки, ошибки и нечеткость изложения, за предложения по совершенствованию учебного пособия.

  • © Все права защищены
    Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©