Учебный процесс биология как учебный предмет Особенности биологии как учебной дисциплины
Широта и значимость биологического образования неизмеримо возросли в последние десятилетия. Это связано с особенностями современной биологии:
-
наблюдается быстрый рост знаний и поразительные успехи биологии в познании фундаментальных физико-химических основ жизнедеятельности, в частности, открыты тонкая структура и механизмы регуляции работы генов, расшифрован геном многих организмов, включая человека, изучены механизмы формирования пространственной структуры белков, открыты механизмы межклеточной сигнализации; разрабатываются нанотехнологии;
-
на смену наукам, изучающим отдельные аспекты жизнедеятельности живых организмов, приходят науки интегративного направления, изучающие живые организмы как единые целостные системы: биология развития, геномика, протеомика;
-
возрастает социальная значимость биологии, усиливается ее связь с жизнью общества и каждого человека, биология превращается в производительную силу: развиваются различные направления биотехнологии, создаются генетически модифицированные продукты питания, принципиально новые лекарственные средства, в том числе средства генетической инженерии;
-
объектом более пристального внимания ученых стал человек как биосоциальное существо: разработаны новые способы диагностики и лечения многих заболеваний человека, в том числе наследственных и онкологических.
Учебная дисциплина “Биология” включает в себя знания, отобранные авторами учебных программ и учебников из различных разделов биологии. Эти знания образуют определенную систему, отражающую наши представления об окружающем нас мире. Объединение тех или иных конкретных знаний в единую систему обусловлено закономерностями процесса обучения, образовательными целями и возрастными особенностями учащихся.
Предметом изучения биологии как науки является жизнь во всех ее проявлениях, а результатом ее изучения являются научные знания о живой материи. Предметом же изучения биологии как учебной дисциплины являются полученные учеными знания о сущности жизни, а результатом изучения научных знаний должны быть прочные представления и понятия учащихся о закономерностях строения, функционирования и развития живых систем: от клетки до биосферы.
Учебный предмет “Биология” имеет ряд особенностей, обусловленных особенностями, свойствами и закономерностями жизни как формы существования материи. Эти особенности затрагивают как содержание учебного предмета, так и методы его изучения. Для живой материи характерны следующие особенности, свойства и закономерности:
1. Любой биологической системе (клетке, организму, популяция, биоценозу и биосфере) присуща упорядоченность строения и функционирования, которая поддерживается самой живой системой. Биологическая система представляет собой сложную целостную систему, образованную взаимодействующими друг с другом элементами (компонентами), выполняющими специфические функции. Биологическая система обладает признаками, которыми не обладают входящие в ее состав элементы.
2. Живые системы являются открытыми системами, то есть системами, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Существование биосистем подчиняется основным физическим законам, в том числе законам термодинамики. Живые системы находятся в состоянии динамического равновесия с окружающей его средой.
3. Живая материя организована на разных уровнях, которые взаимно проникают и тесно связаны друг с другом. Так, например, организм представляет собой систему из взаимодействующих друг с другом клеток и одновременно сам является элементом более сложных систем: популяции, биогеоценоза и биосферы.
4. Биологические системы способны к размножению, благодаря чему поддерживается непрерывность жизни.
5. Биологические системы обладают наследственностью и изменчивостью, благодаря которым они сохраняют присущие им свойства, обладают способностью к эволюционному развитию и адаптации к условиям существования.
6. Биологические системы претерпевают индивидуальное и историческое развитие, которые в свою очередь характеризуются своими закономерностями.
7. Жизнь существует в различных формах, которые различным образом взаимодействуют друг с другом.
Все вышеперечисленные свойства живой материи являются результатом длительной эволюции жизни на Земле.
Сложность и многообразие биологических знаний, нерешенность многих биологических проблем, стремительное развитие биологии и быстрое изменение наших представлений о живой природе затрудняет изучение биологии и накладывает повышенные требования к методике изучения биологии, в частности, к отбору учебной информации, выбору методов и средств ее изучения.
|