Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



Учебный процесс
биология как учебный предмет

  Особенности биологии как учебной дисциплины

     Широта и значимость биологического образования неизмеримо возросли в последние десятилетия. Это связано с особенностями современной биологии:

  • наблюдается быстрый рост знаний и поразительные успехи биологии в познании фундаментальных физико-химических основ жизнедеятельности, в частности, открыты тонкая структура и механизмы регуляции работы генов, расшифрован геном многих организмов, включая человека, изучены механизмы формирования пространственной структуры белков, открыты механизмы межклеточной сигнализации; разрабатываются нанотехнологии;
  • на смену наукам, изучающим отдельные аспекты жизнедеятельности живых организмов, приходят науки интегративного направления, изучающие живые организмы как единые целостные системы: биология развития, геномика, протеомика;
  • возрастает социальная значимость биологии, усиливается ее связь с жизнью общества и каждого человека, биология превращается в производительную силу: развиваются различные направления биотехнологии, создаются генетически модифицированные продукты питания, принципиально новые лекарственные средства, в том числе средства генетической инженерии;
  • объектом более пристального внимания ученых стал человек как биосоциальное существо: разработаны новые способы диагностики и лечения многих заболеваний человека, в том числе наследственных и онкологических.

Учебная дисциплина “Биология” включает в  себя знания, отобранные авторами учебных программ и учебников из различных разделов биологии. Эти знания образуют определенную систему, отражающую наши представления об окружающем нас мире. Объединение тех или иных конкретных знаний в единую систему обусловлено закономерностями процесса обучения, образовательными целями и возрастными особенностями учащихся.

Предметом изучения биологии как науки является жизнь во всех ее проявлениях, а результатом ее изучения являются научные знания о живой материи. Предметом же изучения биологии как учебной дисциплины являются полученные учеными знания о сущности жизни, а результатом изучения научных знаний должны быть прочные представления и понятия учащихся о закономерностях строения, функционирования и развития живых систем: от клетки до биосферы.

Учебный предмет “Биология” имеет ряд особенностей, обусловленных особенностями, свойствами и закономерностями жизни как формы существования материи. Эти особенности затрагивают как содержание учебного предмета, так  и методы его изучения. Для живой материи характерны следующие особенности, свойства и закономерности:

 1. Любой биологической системе (клетке, организму, популяция, биоценозу и биосфере) присуща упорядоченность строения и функционирования, которая поддерживается самой живой системой. Биологическая система представляет собой сложную целостную систему, образованную взаимодействующими друг с другом элементами (компонентами), выполняющими специфические функции. Биологическая система обладает признаками, которыми не обладают входящие в ее состав элементы.

2. Живые системы являются открытыми системами, то есть системами, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Существование биосистем подчиняется основным физическим законам, в том числе законам термодинамики.  Живые системы находятся в состоянии динамического равновесия с окружающей его средой.

3. Живая материя организована на разных уровнях, которые взаимно проникают и тесно связаны друг с другом. Так, например, организм представляет собой систему из взаимодействующих друг с другом клеток и одновременно сам является элементом более сложных  систем: популяции, биогеоценоза и биосферы.

4. Биологические системы способны к размножению, благодаря чему поддерживается непрерывность жизни.

5. Биологические системы обладают наследственностью и изменчивостью, благодаря которым они сохраняют присущие им свойства, обладают способностью к эволюционному развитию и адаптации к условиям существования.

6. Биологические системы претерпевают индивидуальное и историческое развитие, которые в свою очередь характеризуются своими закономерностями.

7. Жизнь существует в различных формах, которые различным образом взаимодействуют друг с другом. 

Все вышеперечисленные свойства живой материи являются результатом длительной эволюции жизни на Земле.

Сложность и многообразие биологических знаний, нерешенность многих биологических проблем, стремительное развитие биологии и быстрое изменение наших представлений о живой природе затрудняет изучение биологии и накладывает повышенные требования к методике изучения биологии, в частности, к отбору учебной информации, выбору методов и средств ее изучения.

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©