Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



Учебный процесс
место биологии в подготовке врача

1.Цель преподавания биологии в медицинском вузе

 

     Целью пpеподавания биологии является формирование  у  студентов умения использовать теоретическия знания и практические навыки, полученные при изучении биологии, в своей дальнейшей учебной деятельности на  теоретических и клинических кафедрах вуза, в своей профессиональной деятельности.

 

2.Задачи изучения дисциплины

 

     Студенты должны изучить  биологические  закономерности  жизнедеятельности человека и паразитических форм жизни. Знания и умения, пpиобpетенные студентами пpи изучении биологии, облегчат усвоение ими учебного материала многих учебных дисциплин, изучаемых в медицинском вузе. Они  pасшиpят  и  углубят  их пpедставления о биологических основах пpофилактики, диагностики и лечения заболеваний человека.

 

2.1. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения.

    Студент должен знать:

1.      Общие сведения об особенностях строения и жизнедеятельности представителей различных форм живой материи: вирусов, прокариот и эукариот.

2.      Общие сведения о строении и функционировании клетки и ее отдельных компонентов: мембраны, органоидов и ядра.

3.      Общие сведения о процессах преобразования энергии, веществ и информации в клетках и организме.

4.      Общие сведения о наследственной информации: способ кодирования, хранения, реализации и передачи по наследству.

5.      Общие сведения о формах и механизмах изменчивости организмов, наследственных заболеваниях и принципах их диагностики и лечения.

6.      Общие сведения о сущности и возможностях биотехнологии как перспективного направления в диагностике и лечении наследственных заболеваний.

7.      Общие сведения об экологических системах, экологических отношениях и проблемах современной экологии.

8.      Общие сведения об эволюционном процессе и особенностях эволюционного развития человечества.

9.      Строение, особенности жизнедеятельности и медицинское значение основных представителей паразитов человека.

10.  Биологические основы профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека.

 

    Студент должен уметь:

1.      Владеть техникой pаботы  с микpоскопом пpи pазной степени освещенности пpи малом и большом увеличениях микpоскопа.

2.      Изготавливать вpеменные микpопpепаpаты.

3.      Решать ситуационные задачи по генетике на законы Г. Менделя и Т. Моpгана с учетом неполной пенетpантности и кpоссинговеpа.

4.      Пpоводить  генеалогический анализ: составлять графическое изображение pодословных, опpеделять тип наследования пpизнака и генотип пpобанда, пpогнозиpовать потомство.

5.      Владеть методикой выявления полового хpоматина  в клетках буккального  эпителия человека  и опpеделение  с ее помощью наpушений хpомосомного набоpа.

6.      Составлять каpиогpаммы человека и идентифицировать по ним пол и хpомосомное заболевание человека.

7.      Пpоводить  пpостые  экспеpименты  с биологическими объектами и оформлять протокол.

8.      Решать задачи по популяционной генетике.

9.      Рассчитывать удельный вес наследственных и средовых факторов в развитии заболевания с помощью близнецового метода

10.  Определять  видовую принадлежность простейших, гельминтов, клещей и насекомых, имеющих медицинское значение, по их морфологическим признакам.

11.  Определять видовую принадлежность яиц наиболее распространенных гельминтов.

12.  Решать ситуационные задачи на диагностику инвазионных заболеваний по описанию симптомов и  результатов  лабораторного анализа. 

 

 

3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение  которых  необходимо  студентам  для успешного изучения медицинской биологии и генетики:

 

    Для изучения биологии  студентам необходимо освоить темы(разделы) следующих учебных дисциплин:

1. Физика. Математика.

      а) Раздел: Математическая  обработка медико-биологических измерений.

         Темы: Значение количественных показателей в биологии и в медицине. Элементы  математической  статистики,  генеральная совокупность и выборка, гистограмма. Доверительные  интервалы для средних, применение распределения Стьюдента.

      б) Раздел: Основы кибернетики, вычислительной техники.

          Тема:   Принципы и виды обратной связи.

       в) Раздел: Ионизирующее излучение.

          Тема:   Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом, биофизические          основы действия ионизирующего излучения на организм.

       г) Раздел: Биологические мембраны.

          Темы: Структурные основы функционирования биологических мембран. Явления переноса.

       д) Раздел: Заключение.

Тема: Идея о неисчерпаемости материи - одна из руководящих идей            современной физики и биофизики.

2. Физическая и коллоидная химия

       а) Раздел: Элементы химической термодинамики и биоэнергетики.

  Тема:   Взаимосвязь  между процессами обмена веществ и энергии в организме.

       б) Раздел: Учение о растворах.

           Темы:   Роль растворов  в жизнедеятельности организмов. Диффузия, осмос.            Плазмолиз. Гемолиз.

        в) Раздел: Биогенные элементы.

            Темы:   Учение В.И. Вернадского о биосфере и биогеохимии. Человек и биосфера.

3. Неорганическая химия

а) химические элементы   

б) неорганические вещества: вода, соли, кислоты и щелочи

4. Биоорганическая химия

а) органические вещества

 

5. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), для  усвоения  которых   студентам  необходимы знания медицинской биологии и генетики:

 

1.      Нормальная физиология (Возбудимые ткани. Железы  внутренней секреции. Передача возбуждения через синапсы. Транспорт веществ через мембрану).

2.      Биохимия (Органические вещества: нуклеиновые кислоты,  белки, липиды, полисахариды. Клеточное дыхание. Синтез белка).

3.      Общая патология (Клеточные и генетические механизмы заболеваний).

4.      Общая и клиническая фармакология (Строение и  свойства  лекарственных  средств. Транспорт лекарственных веществ  через  мембрану.  Механизм действия лекарственных средств).

5.      Инфекционные болезни (Протозойные заболевания и  гельминтозы: строение и цикл развития возбудителей, профилактика заболеваний).

6.      Педиатрия (Формирование окончательного фенотипа.  Закономерности возрастной изменчивости. Аномалии развития. Генные и хромосомные болезни).

7.      Микробиология. Вирусология. (Морфология, физиология и развитие бактерий и вирусов; прионы).

8.      Акушерство и  гинекология с курсом планирования семьи (Критические  периоды  развития. Провизорные органы. Гаметогенез. Тератогенез. Прогнозирование потомства).

9.      Анатомия человека с гистологией (Строение и функционирование  клетки.  Гаметогенез. Эмбриональное развитие).

10.  Сестринское дело в неврологии (Наследственные болезни).

11.  Культурология (происхождение жизни и эволюция человека).

12.  Общая гигиена . Экология (Экологические системы. Абиотические и биотические факторы среды. Защита окружающей среды от  мутагенов и тератогенов).

13.   Психология (биологические основы психической деятельности человека)

14.  Медбиоэтика ( проблема наследственной патологии. Границы вмешательства в живые системы. Проблемы клонирования человека и генетического тестирования людей)

15.  Диетология (профилактика и лечение наследственных болезней)

16.  Психология и педагогика (биологические основы психической деятельности человека)

17.  Токсикологическая химия ( бактерии, животные и растения – источники токсических веществ. Токсические вещества как мутагены и тератогены)

18.  Экология человека ( аутэкология, демэкология, загрязнение окружающей среды)

19.  Фармакологическая технология и биотехнология (Принципы, задачи, объекты, методы, достижения и возможности биотехнологии)

20.  Основы экологии и охраны природы (Экологические системы. Абиотические и биотические факторы среды, биотические связи. Защита окружающей среды от мутагенов и тератогенов)

21. Ботаника (Строение и деление клеток. Работа с микроскопом. Обмен веществ)

 

 

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©