Учебный процесс рейтинговая системаОбщие сведения об организации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов на кафедре общей и медицинской биологии
Кафедральная рейтинговая система разработана в соответствии с положением “О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КГМУ (2005 г.)”.
Кафедральная рейтинговая система оценки успеваемости - это система интегральной оценки всех видов учебной деятельности студентов по учебной дисциплине “Биология с основами экологии”.
Целью рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими образовательной программы по биологии. Оценка качества учебной работы выражается в виде доли от максимально возможного значения показателя посещаемости и успеваемости студента.
Оцениваются следующие виды учебной деятельности:
· лекции
· практические занятия
· самостоятельная работа (аудиторная и внеаудиторная).
Учебный процесс на кафедре биологии организован по модульному принципу. Весь учебный материал разделен на следующие структурно-логические модули (блоки, разделы):
· Биология клетки. Размножение
· Общая генетика
· Генетика человека
· Паразитические простейшие
· Паразитические плоские черви
· Паразитические круглые черви
· Членистоногие, имеющие медицинское значение
· Эволюционное учение
· Экология.
Основные формы контроля:
· тестовый письменный контроль знаний на каждом практическом занятии
· устный опрос на практических занятиях
· тестовый письменный (теория, практические навыки) и устный (практические навыки) контроль на 7-и рубежных контрольных работах по каждому из первых семи модулей
· устный предэкзаменационный тестовый контроль практических навыков по разделу “Паразитология”
· устный (или письменный) контроль знаний на экзамене.
Контроль знаний по разделам “Эволюционное учение” и “Экология” проводится только на экзамене.
Посещаемость лекций и практических занятий и отметки текущего и рубежного контроля фиксируются в учебных журналах.
Оценка большинства видов учебной работы проводится по 100-балльной шкале. Оценка текущей успеваемости на практических занятиях – по 10-балльной шкале.
Пропущенные лекции и практические занятия обязательно отрабатываются. При оценке посещаемости лекций и практических занятий вводятся понижающие коэффициенты. Отработка ведется в следующих формах:
· отработка пропущенной лекции: написание рефератов и беседа с лектором; понижающий коэффициент – 0,5;
· отработка пропущенного практического занятия:
а) оформление рабочей тетради и беседа с преподавателем; понижающий коэффициент – 0,5
б) аудиторная работа с другой группой или в специально отведенные для отработки часы с последующим оформлением рабочей тетради и беседы с преподавателем; понижающий коэффициент – 0,75.
Неудовлетворительные отметки модульных (рубежных) контрольных работ исправляются до получения положительной отметки. Текущие неудовлетворительные отметки исправляются по желанию студента.
Рейтинг дисциплины формируется из 4-х составляющих, каждая из которых имеет свой “вес” при расчете рейтинга дисциплины. Составляющие рейтинга дисциплины:
1. Объем выполненных аудиторных часов (А) – в % от учебного плана с учетом понижающих коэффициентов за пропущенные часы. Вес – 0,2.
2. Аттестация всех модулей и предэкзаменационного тестового контроля (Б)– средняя оценка в баллах по 100-балльной шкале. Вес – 0,3.
3. Результаты экзамена (В) – в баллах по 100-балльной шкале. Вес – 0,4.
4. Текущая успеваемость (Г) – средняя всех оценок, полученных на лабораторных занятиях, по 10-балльной шкале. Вес – 1,0.
Рейтинг дисциплины (Р) рассчитывается как сумма составляющих с учетом веса: Р = Ах0,2 + Бх0,3 + Вх0,4 + Гх1,0.
В зачетную книжку выставляется рейтинг дисциплины и 5-бальная оценка, полученная путем преобразования рейтинга в соответствии со следующей шкалой:
менее 70% - неудовлетворительно;
70-79% - удовлетворительно
80-89 – хорошо
90-100 – отлично
Пример. Студент должен был посетить 30 лекций (60 часов) и 35 лабораторных занятий (90 часов). Он пропустил 10 часов лекций, которые отработал в форме реферата. Он пропустил 8 часов лабораторных занятий, которые отработал следующим образом: 6 часов - оформление рабочей тетради и беседа с преподавателем, 2 часа – аудиторное занятие с другой группой. Он получил 26 отметок на 26-ти лабораторных занятиях, причем средняя отметка составила 7,6 балла. Он получил 7 отметок по контрольным работам по модулям:
- Биология клетки. Размножение – 76% (удовл.)
- Общая генетика – 88% (хор.)
- Генетика человека – 82% (хор.)
- т.Простейшие – 85% (хор.)
- т.Плоские черви – 72% (удовл.)
- т.Круглые черви – 84% (хор.)
- т.Членистоногие – 92%. (отл.)
Предэкзаменационный тестовый контроль по разделу “паразитология”- 95% (отл.).
Экзамен – 92% (отл.).
Расчет рейтинга дисциплины:
А = (50+10х0,5 + 82+6х0,5+2х0,75):(60+90)=141,5:150= 94,3%
Б = (76+88+82+85+72+84+92+95):8=674:8=84,2%
В = 92%
Г = 7,6
Рейтинг =94,3х0,2+84,2х0,3+92х0,4+7,6х1,0=18,86+25,26+36,8+7,6=88,52%
Отметка - хорошо.
Приведенный пример показывает, что при итоговой оценке успеваемости студента большое значение имеет его текущая успеваемость в течение всего учебного года. |