Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Лекции
лекции в медицинском вузе

Лекции в медицинском вузе.

 

     Даже в век новейших информационных технологий лекции по-прежнему остаются одной из ведущих форм обучения в медицинском вузе. Даже Интернет не может заменить живое общение лектора со студентами. Однако, это справедливо только тогда, когда лектор использует живой язык, а не академический язык диссертаций, слишком теоретизированный и не затрагивающий внутренний мир студентов.

     В настоящее время в медицинском вузе чтение лекции в учебном процессе необходимо в следующих случаях:

·  при появлении новых направлений в науке, которые не успели войти в учебники;

·  когда требуется известная коррекция уже описанного в учебниках материала;

·  при наличии разноречивых подходов, в которых студентам трудно разобраться самостоятельно.

Лекция всегда считалась наиболее эффективной формой эмоционального воздействия, направленного на становление профессионального самосознания и профессиональной позиции, деонтологического воспитания личности, формирование осмысленного отношения к профессиональной подготовке.

Для лекции характерны следующие преимущества перед другими формами организации учебного процесса:

·  творческое непосредственное общение лектора с аудиторией;

·  совместное творчество со слушателями:

·  эмоциональное взаимодействие;

·  экономный способ приобщения студентов к новым достижениям науки;

·  эффективный способ мотивации студентов к последующей самостоятельной работе.

Критериями продуктивности лекции считают следующее:

·  научность, информативность, доказательность и аргументированность содержания;

·  наличие ярких, убедительных примеров и фактов;

·  преимущественное использование проблемной формы предъявления материала;

·  четкая структура содержания и логика его раскрытия;

·  методическая грамотность лектора:

-  постановка цели и актуализация проблемы;

-  выделение главного и второстепенного;

-  подведение к выводам;

-  использование обратной связи;

-  разъяснение;

-  запись новых терминов;

-  использование средств наглядности;

·  эмоциональность взаимодействия лектора с аудиторией, создание условий для активизации мышления, использование парадоксальных приемов, эффекта новизны, занимательности, элементов дискуссии, постановка вопросов исследовательского характера и вовлечение студентов в “лабораторию” научного и клинического мышления.   

     Если лекции удовлетворяет этим требованиям, то отпадают сомнения выбора: посещать такие лекции или нет -  конечно, посещать и активно работать на них. Если же лекция превращается в средневековое чтение учебного материала, то возникает вопрос: а не лучше ли напечатать учебный материал и раздать его студентам.

Чаще мы встречаемся с лекцией информационного типа, основными  недостатками которой являются

-   низкая активность студентов,

-   отсутствие обратной связи между лектором и студентами,

-   существование опасности развития у студентов догматизма и конформизма.  

     Стремление к поиску наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития  личности побуждают преподавателей медицинских вузов к поискам новых лекционных форм. К таким новациям относят следующие лекционные формы:

·  проблемная лекция

·  лекция вдвоем

·  лекция-визуализация

·  лекция с заранее запланированными ошибками

·  лекция–конференция,  или консилиум.

Проблемная лекция связана с творческим обучением и зависит от умения преподавателя создать проблемную ситуацию. В основе проблемной лекции лежит прием обучения через преодоление и разрешение противоречий. Для проблемной лекции характерно следующее:

-   создание дискуссионной ситуации,

-   мобилизация знаний студентов для участия в дискуссии,

-   представление нового материала в виде проблемной задачи,

-   поиск средств для решения проблемной задачи (размышления лектора, привлечение к ним слушателей),

-    следование шаг за шагом к искомой цели как к своеобразному открытию.

Процесс познания у студентов в ходе проблемной лекции приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

При изучении биологии, гистологии, физиологии и других дисциплин медико-биологического профиля распространены лекции-визуализации. На лекции-визуализации эффективно реализуется принцип наглядности обучения.

Визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную устную информацию, преобразованную в визуальную форму, которая служит опорой для формирования умственных действий и понятий, для лучшего осмысления студентами этапности их усвоения. Такая лекция сводится к комментированию заранее подготовленных визуальных или аудиовизуальных фрагментов.

     В задачи преподавателя входит выбор разных способов визуализации (натуральные объекты, рисунки, схемы) и создание условий для

-   систематизации студентами имеющихся учебных материалов,

-    усвоения ими новой информации,

-   понимания студентами причинно-следственных связей и зависимостей,

-    выявления и решения проблемных ситуаций.

Лекция вдвоем позволяет интегрировать большой научный материал различных дисциплин при рассмотрении наиболее сложных проблем. Такая лекция моделирует реальную ситуацию обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами в форме диалога.

Темой лекции может служить дискуссионный материал, например, точки зрения на одну проблему представителей разных научных школ. В этом случае необходимо соблюдать ряд условий, свойственных ведению дискуссий; возможно привлечение студентов к такому диалогу (они задают вопросы, высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу). 

Лекция вдвоем предъявляет к лекторам определенные требования: они должны

-   обладать интеллектуальной и личностной совместимостью,

-   владеть развитыми коммуникативными умениями,

-   обладать быстрой реакцией в ходе обсуждения,

-   уметь импровизировать.

Лекция вдвоем помогает студентам более глубоко и всесторонне понять изучаемые проблемы, их связь с практикой.

Лекция с заранее запланированными ошибками выполняет сразу несколько функций:

-   мотивационную,

-   диагностическую,

-   контрольную.

Исходным материалом для подобной лекции могут быть врачебные ошибки (диагностические, поведенческие, этические и т.д.), ошибочные и устаревшие научные представления.

При подготовке к такой лекции преподаватель вводит в ее содержание определенное количество ошибок. Приступая к лекции, он сообщает студентам свой замысел и просит их фиксировать те ошибки, которые будут замечены. После лекции лектор сообщает перечень ошибок и совместно с ними обсуждает их.

Такая лекция побуждает студентов к внимательному слушанию и позволяет лектору быстро оценить степень понимания ими учебного материала.

Лекция-консилиум, или конференция, строится преподавателем как структурированный текст, в который включены ответы на вопросы, которые студенты заблаговременно задают ему в письменном  виде. Вопросы отражают интересы и уровень знаний студентов. В конце лекции лектор проводит анализ вопросов и ответов.

Такую лекцию рекомендуют проводить:

·  в начале изучения дисциплины или крупного раздела для выявления образовательных потребностей, интересов, возможностей и установок студентов;

·  в конце изучения дисциплины или крупного раздела для систематизации, закрепления материала, подведения итогов и уточнения перспектив дальнейшей работы.

     При чтении лекций по биологии студентам первого курса кафедра учитывает   следующее:

-   наличие огромного по объему учебного материала,

-   сложность, неполная изученность и проблематичность многих биологических явлений,

-   недостаточный уровень теоретической подготовки многих студентов;

-   отсутствие у студентов умения работать в лекционной форме организации учебного процесса,

-   изучая биологию, студенты должны приобрести базовые знания, необходимые им для изучения других учебных дисциплин медико-биологического профиля и теоретических медицинских дисциплин.

Для повышения эффективности и продуктивности лекций кафедра особое внимание уделяет:

·  изданию учебных пособий

-   с лекционным материалом,

-   с иллюстративным материалом,

-   перечнем биологических терминов;

·  визуализации изучения лекционного материала;

·  эмоционализации учебного процесса с использованием синквейнов, кластеров, загадок, пословиц и стихотворной формы изложения учебного материала;

·  повышению информированности студентов о содержании их работы на лекции;

·  формированию мотивации студентов к обучению, организации долекционной работы и высокой учебной активности студентов непосредственно на лекции.  

 

Источник (с изменениями и дополнениями)– Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б.Смирнова, Е.А.Волошина, К.В.Зорин; под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с. 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©