ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Лекции лекции в медицинском вузеЛекции в медицинском вузе.
Даже в век новейших информационных технологий лекции по-прежнему остаются одной из ведущих форм обучения в медицинском вузе. Даже Интернет не может заменить живое общение лектора со студентами. Однако, это справедливо только тогда, когда лектор использует живой язык, а не академический язык диссертаций, слишком теоретизированный и не затрагивающий внутренний мир студентов.
В настоящее время в медицинском вузе чтение лекции в учебном процессе необходимо в следующих случаях:
· при появлении новых направлений в науке, которые не успели войти в учебники;
· когда требуется известная коррекция уже описанного в учебниках материала;
· при наличии разноречивых подходов, в которых студентам трудно разобраться самостоятельно.
Лекция всегда считалась наиболее эффективной формой эмоционального воздействия, направленного на становление профессионального самосознания и профессиональной позиции, деонтологического воспитания личности, формирование осмысленного отношения к профессиональной подготовке.
Для лекции характерны следующие преимущества перед другими формами организации учебного процесса:
· творческое непосредственное общение лектора с аудиторией;
· совместное творчество со слушателями:
· эмоциональное взаимодействие;
· экономный способ приобщения студентов к новым достижениям науки;
· эффективный способ мотивации студентов к последующей самостоятельной работе.
Критериями продуктивности лекции считают следующее:
· научность, информативность, доказательность и аргументированность содержания;
· наличие ярких, убедительных примеров и фактов;
· преимущественное использование проблемной формы предъявления материала;
· четкая структура содержания и логика его раскрытия;
· методическая грамотность лектора:
- постановка цели и актуализация проблемы;
- выделение главного и второстепенного;
- подведение к выводам;
- использование обратной связи;
- разъяснение;
- запись новых терминов;
- использование средств наглядности;
· эмоциональность взаимодействия лектора с аудиторией, создание условий для активизации мышления, использование парадоксальных приемов, эффекта новизны, занимательности, элементов дискуссии, постановка вопросов исследовательского характера и вовлечение студентов в “лабораторию” научного и клинического мышления.
Если лекции удовлетворяет этим требованиям, то отпадают сомнения выбора: посещать такие лекции или нет - конечно, посещать и активно работать на них. Если же лекция превращается в средневековое чтение учебного материала, то возникает вопрос: а не лучше ли напечатать учебный материал и раздать его студентам.
Чаще мы встречаемся с лекцией информационного типа, основными недостатками которой являются
- низкая активность студентов,
- отсутствие обратной связи между лектором и студентами,
- существование опасности развития у студентов догматизма и конформизма.
Стремление к поиску наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности побуждают преподавателей медицинских вузов к поискам новых лекционных форм. К таким новациям относят следующие лекционные формы:
· проблемная лекция
· лекция вдвоем
· лекция-визуализация
· лекция с заранее запланированными ошибками
· лекция–конференция, или консилиум.
Проблемная лекция связана с творческим обучением и зависит от умения преподавателя создать проблемную ситуацию. В основе проблемной лекции лежит прием обучения через преодоление и разрешение противоречий. Для проблемной лекции характерно следующее:
- создание дискуссионной ситуации,
- мобилизация знаний студентов для участия в дискуссии,
- представление нового материала в виде проблемной задачи,
- поиск средств для решения проблемной задачи (размышления лектора, привлечение к ним слушателей),
- следование шаг за шагом к искомой цели как к своеобразному открытию.
Процесс познания у студентов в ходе проблемной лекции приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
При изучении биологии, гистологии, физиологии и других дисциплин медико-биологического профиля распространены лекции-визуализации. На лекции-визуализации эффективно реализуется принцип наглядности обучения.
Визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную устную информацию, преобразованную в визуальную форму, которая служит опорой для формирования умственных действий и понятий, для лучшего осмысления студентами этапности их усвоения. Такая лекция сводится к комментированию заранее подготовленных визуальных или аудиовизуальных фрагментов.
В задачи преподавателя входит выбор разных способов визуализации (натуральные объекты, рисунки, схемы) и создание условий для
- систематизации студентами имеющихся учебных материалов,
- усвоения ими новой информации,
- понимания студентами причинно-следственных связей и зависимостей,
- выявления и решения проблемных ситуаций.
Лекция вдвоем позволяет интегрировать большой научный материал различных дисциплин при рассмотрении наиболее сложных проблем. Такая лекция моделирует реальную ситуацию обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами в форме диалога.
Темой лекции может служить дискуссионный материал, например, точки зрения на одну проблему представителей разных научных школ. В этом случае необходимо соблюдать ряд условий, свойственных ведению дискуссий; возможно привлечение студентов к такому диалогу (они задают вопросы, высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу).
Лекция вдвоем предъявляет к лекторам определенные требования: они должны
- обладать интеллектуальной и личностной совместимостью,
- владеть развитыми коммуникативными умениями,
- обладать быстрой реакцией в ходе обсуждения,
- уметь импровизировать.
Лекция вдвоем помогает студентам более глубоко и всесторонне понять изучаемые проблемы, их связь с практикой.
Лекция с заранее запланированными ошибками выполняет сразу несколько функций:
- мотивационную,
- диагностическую,
- контрольную.
Исходным материалом для подобной лекции могут быть врачебные ошибки (диагностические, поведенческие, этические и т.д.), ошибочные и устаревшие научные представления.
При подготовке к такой лекции преподаватель вводит в ее содержание определенное количество ошибок. Приступая к лекции, он сообщает студентам свой замысел и просит их фиксировать те ошибки, которые будут замечены. После лекции лектор сообщает перечень ошибок и совместно с ними обсуждает их.
Такая лекция побуждает студентов к внимательному слушанию и позволяет лектору быстро оценить степень понимания ими учебного материала.
Лекция-консилиум, или конференция, строится преподавателем как структурированный текст, в который включены ответы на вопросы, которые студенты заблаговременно задают ему в письменном виде. Вопросы отражают интересы и уровень знаний студентов. В конце лекции лектор проводит анализ вопросов и ответов.
Такую лекцию рекомендуют проводить:
· в начале изучения дисциплины или крупного раздела для выявления образовательных потребностей, интересов, возможностей и установок студентов;
· в конце изучения дисциплины или крупного раздела для систематизации, закрепления материала, подведения итогов и уточнения перспектив дальнейшей работы.
При чтении лекций по биологии студентам первого курса кафедра учитывает следующее:
- наличие огромного по объему учебного материала,
- сложность, неполная изученность и проблематичность многих биологических явлений,
- недостаточный уровень теоретической подготовки многих студентов;
- отсутствие у студентов умения работать в лекционной форме организации учебного процесса,
- изучая биологию, студенты должны приобрести базовые знания, необходимые им для изучения других учебных дисциплин медико-биологического профиля и теоретических медицинских дисциплин.
Для повышения эффективности и продуктивности лекций кафедра особое внимание уделяет:
· изданию учебных пособий
- с лекционным материалом,
- с иллюстративным материалом,
- перечнем биологических терминов;
· визуализации изучения лекционного материала;
· эмоционализации учебного процесса с использованием синквейнов, кластеров, загадок, пословиц и стихотворной формы изложения учебного материала;
· повышению информированности студентов о содержании их работы на лекции;
· формированию мотивации студентов к обучению, организации долекционной работы и высокой учебной активности студентов непосредственно на лекции.
Источник (с изменениями и дополнениями)– Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б.Смирнова, Е.А.Волошина, К.В.Зорин; под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с. |