Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Самостоятельная работа
как систематизировать и запомнить учебный материал

Как систематизировать и запомнить учебный материал.

 

Основными способами приобретения знаний до сих пор остаются следующие:

-   чтение учебника и дополнительной литературы

-   рассказ и объяснение преподавателя 

-   поиск ответа на контрольные вопросы

-   решение ситуационных задач.

     Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов:

·  знакомство

·  понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами;

·  фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний;

·  запоминание и последующее воспроизведение;

·  использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д.

     Для того, чтобы учащийся имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне.

Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными.

Изучая биологию, студент сталкивается с необходимостью понять и запомнить большой по объему учебный материал. Запомнить его очень важно, так как знания студента оцениваются, в основном, по количеству запомнившейся информации. Даже интеллектуальные и операционные умения и навыки для своей реализации требуют определенных теоретических знаний.

Запоминание и последующее воспроизведение происходит благодаря наличию у человека памяти. Запоминаются и воспроизводятся зрительные, слуховые, двигательные и иные образы.  В связи с этим различают следующие основные виды памяти:

·  зрительная

·  слуховая

·  мышечная

Наибольшее количество информации человек получает с помощью зрения. Однако у каждого человека в той или иной степени развита память, связанная с другими органами чувств. Чрезвычайно важно при запоминании использовать все виды памяти. Поэтому при изучении нового материала рекомендуют смотреть, слушать, проговаривать про себя или рассказывать вслух, рисовать схемы и т.п. Особое место занимают рисунки и схемы: их можно рисовать и изучать, по ним можно рассказывать и спрашивать.

При этом большое значение имеет эмоциональный настрой, с которым человек все это делает. Положительная эмоциональная окраска выполняемых действий повышает эффективность запоминания.

Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является  их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения учащимся следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала:

-     запись ключевых терминов,

-     составление словаря терминов,

-     составление таблиц,

-     составление схем,

-     составление классификаций,

-     зарисовка изучаемых объектов с обозначением наиболее существенных элементов строения,

-     выявление причинно-следственных связей,

-     составление коротких рефератов, учебных текстов,

-     составление опорных схем и конспектов,

-     составление плана рассказа,

-     составление кластеров, синквейнов, пословиц, поговорок и слоганов,

-     изложение учебной информации в стихотворной форме (загадки, стихи).

      Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала по биологии на помощь учащемуся приходит содержание самой учебной дисциплины: предметом изучения биологии являются различные биологические системы и структуры: организмы, клетки, органоиды, хромосомы и.п. Поэтому учащемуся остается только найти элементы (компоненты) этих систем и выявить существующие между ними связи и отношения, после чего визуализировать все это в виде схемы, рисунка, таблицы, кластера или синквейна. Учащийся фактически творит, сам создает новую информацию, что существенно облегчает запоминание этой информации. 

Запоминанию способствует выполнение тренировочных контрольных заданий, где учебный материал уже определенным образом структурирован, но имеются фрагменты, которые учащийся должен сконструировать самостоятельно. Это рисунки без подписей и тексты с пропущенными словами. 

Большим запоминающим эффектом обладает структурированная, систематизированная информация, эмоционально окрашенная и облаченная в  рифмованную форму. Такой формой представления учебной информации является составление биологических загадок, пословиц, поговорок, слоганов, од и т. п. Высокий запоминающий эффект имеет такое комплексное, многогранное конкурсное мероприятие с элементами соревнования, как биологический КВН.

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©