Вуз образовательный процесс в медицинском вузеОбразовательный процесс в медицинском вузе
- Что такое образование
Термин “образование” имеет несколько значений:
· бразование как достояние личности;
· образование как процесс обретения личностью своего достояния;
· образование как система, как социальный инструмент, существующий для того, чтобы помочь всем гражданам обрести такое достояние.
Образование – это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве культуры. На пути самоопределения происходит социализация человека, культивирование в нем человеческого. Результатом этого процесса является формирующийся образ личности, человека, который образует сам себя при взаимодействии с культурой сообщества, членом которого он является. По своей сути в этом процессе заключается смысл человеческого бытия. Взаимодействие формирующейся личности с культурой сообщества протекает при чтении книг и общении с людьми, при просмотре фильмов и спектаклей, в путешествиях и экскурсиях, при познании окружающего мира. Такое взаимодействие становится по-настоящему образовательным тогда, когда оно субъективно значимо для самой личности. Поэтому огромное значение в процессе образования имеет мотивация человека к получению образования.
Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие человека. По отношению к студенту образование – это одновременно и процесс и результат обучения, воспитания и развития его.
Обучение – это процесс присвоения человеком норм и способов действий, социально значимого опыта, который осуществляется посредством самостоятельной деятельности обучаемого, организованной преподавателем.
Воспитание – это воздействие на потребности и ценности человека, процесс осмысления внешних целей и превращение их во внутренние.
Развитие – это процесс становления следующих фундаментальных способностей человека: мыслительных (умение думать), рефлексивных (умение действовать осознанно) и коммуникативных (умение общаться).
Обучение происходит в ходе педагогического процесса. Педагогический процесс является специально организованным целенаправленным процессом передачи последующим поколениям социального опыта, который обеспечивает становление фундаментальных способностей человека.
2. Цели медицинского образования
В содержании медицинского образования выделяют по отношению к формирующейся личности две стороны:
· внешняя сторона – это образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия и средства обучения, в том числе препараты, пациент и внутренняя картина болезни;
· внутренняя сторона – это личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента: знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности.
Студентам, чтобы осознанно и эффективно участвовать в образовательном процессе, необходимо располагать знаниями о наиболее важных компонентах и закономерностях этого процесса, в том числе о
· наиболее распространенных моделях образовательного процесса;
· основных принципах обучения;
· условиях и образовательной среде;
· целях и способах обучения;
· методах и организационных формах обучения;
· приемах педагогического контроля и самоконтроля.
Собственный образовательный опыт послужит для них основой для перехода к освоению своей профессиональной деятельности и для дальнейшего непрерывного медицинского образования.
Образовательный процесс в медицинском вузе направлен на достижение конечных целей обучения. Эти цели сформулированы в квалификационной характеристике специалиста, выражены в знаниях и умениях, которыми должен владеть специалист, и являются требованиями общества к данному специалисту.
Движение к конечным целям осуществляется через достижение промежуточных целей, которые определяются вкладом каждой учебной дисциплины в конечный результат. Порядок изучения дисциплин соответствует логике развития клинического мышления: от физико-химических и медико-биологических дисциплин, дающих фундаментальные знания, к специальным медицинским дисциплинам, формирующих способность решать профессиональные клинические задачи.
Цели высшего медицинского образования связаны с формированием личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказать помощь, человека милосердного и сострадающего. Эти цели отражают две главные составляющие врачебной деятельности:
· первая из них - ценностно-смысловая - связана с развитием у студента гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установок;
· вторая заключается в технологическом овладении основами профессиональной культуры и деятельности.
Уровень профессионального и личностного развития врача определяется тем, насколько развиты и гармонизированы эти две компонента врачебной деятельности.
Чем понятнее студенту общая стратегия медицинского образования, конечные и промежуточные цели, тем осмысленнее, а следовательно, эффективнее будет идти педагогический процесс в вузе и на каждой кафедре.
Основополагающими компонентами педагогического процесса являются:
· цели – для чего учиться (учить);
· содержание – чему учиться (учить);
· методы и средства – как учиться (учить).
Отбор содержание и выбор методов и средств обучения обусловлен целями обучения.
Цели должны удовлетворять следующим требования:
- быть напряженными, ориентированными на максимум возможности учащзегося;
- выполнимыми;
- ясно осознаваемыми;
- пластичными, меняющимися в зависимости от условий и возможностей их достижения;
- конкретными, учитывающими возможность образовательного учреждения;
- контролируемыми.
3. Образовательная среда
Обучение происходит в определенной образовательной среде. Образовательная среда – это совокупность условий и влияний, окружающих человека. Такое общее определение этого понятия позволяет учитывать всю многоликость и многообразие влияний, обстоятельств, сознательного и бессознательного, целенаправленного и стихийного в становлении личности.
Для характеристики образовательной среды учебного заведения и его подразделений используют следующие параметры:
· физическое окружение;
· человеческий фактор;
· программы обучения.
Взяв за основу такие характеристики учащихся как степень свободы (зависимости) и активности (пассивности) учащихся, различают следующие типы образовательных сред:
· догматическая среда, способствующая развитию пассивности и зависимости студентов;
· карьерная среда, содействующая формированию у студентов активности, но сохраняющая определенную зависимость их;
· среда безмятежного потребления, благоприятствующая свободному становлению личности и возникновению некоторой пассивности;
· творческая среда, предполагающая свободное активное развитие студентов.
От образовательной среды во многом зависит направленность и уровень образования человека; она оказывает соответствующее влияние на формирование тех или иных черт и качеств личности. Ученые признают, что в наши дни факторы догматической и карьерной среды являются психотравмирующими для учащихся. При этом основным фактором, влияющим на здоровье молодежи, являются трудности эмоционального характера. Наиболее благоприятной для образования является творческая образовательная среда, создаваемая педагогическим коллективом.
- Модели обучения.
Модель обучения – это образовательная система, характеризующаяся определенными целями, содержанием, методами и средствами обучения.
Различают следующие основные типы моделей обучения:
· информационные модели;
· операционные модели;
· модели, основанные на личностно ориентированном подходе.
Для информационных моделей характерно следующее:
1. реализуется представление о том, что основной целью обучения является овладение знаниями, умениями и навыками в их предметном содержании;
2. под усвоением содержания учебных программ понимают запоминание (заучивание) определенного объема информации;
3. общим результатом учения считается получение знаний – “багаж знаний”;
4. основным критерием оценки деятельности студента и преподавателя является объем полученных знаний;
5. предполагается, что формирование умения применять полученные знания происходит по мере осуществления реальных действий в реальной жизни;
6. на практических занятиях из-за нехватки времени удается лишь фрагментарно, с помощью отдельных примеров показать принципиальную возможность использования теоретических знаний;
7. основной проблемой для учащегося является “потеря информации” по ходу обучения; различают следующие причины такой потери:
- не все и не всегда бывает понятно студентам при сообщении им знаний преподавателем;
- трудно запомнить даже понятную информацию;
- естественное забывание;
- наличие избыточной, лишней теоретической информации, неприменимой на практике;
8. предполагается, что получаемые знания будут служить ориентирами в будущей деятельности специалиста;
9. обучение действиям подменено обучениям знаниям; процесс приобретения знаний отделен от процесса их применения;
10. умение действовать формируется после получения знаний, чаще всего за рамками самого процесса обучения;
11. нормативные требования к обязательному минимуму знаний и умений не учитывают индивидуальный опыт студента, его личностные особенности, глубину освоения предметного содержания; часто это приводит к отчуждению студента от процесса обучения, снижает его эффективность, останавливает его на пути познания.
В операционных моделях обучения обучаемому даются зримые (наглядные) ориентиры, опираясь на которые, человек без получения каких-либо предварительных знаний, может безошибочно действовать в практическом плане. Такие ориентиры были названы схемами ориентировочной основы действия (ООД). Термин “схема” имеет условный и обобщенный характер. В каждом конкретном случае содержание понятия “схема ООД” может быть реализовано в тех или иных методических (оринтирующих) средствах. В этих схемах содержатся все сведения о порядке и последовательности заданных действий и операций. Они призваны полностью ориентировать студента в осваиваемой деятельности. Для операционных систем характерно следующее:
1. реализуется деятельностный подход к приобретению знаний;
2. действие рассматривается как единство взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: ориентировочной, исполнительной и контрольно-оценочной;
3. четкое понимание того, что и как делать, позволяет верно оценить результат каждого действия, прогнозировать дальнейшие действия и продолжать деятельность при успешном выполнении предыдущего этапа;
4. формирование умений и навыков идет поэтапно;
5. схема ООД может быть представлена в виде схемы, таблицы, графа, учебной карты, инструкции, ряда последовательных вопросов, вспомогательных предметов – моделей, устройств, указывающих правильные ориентиры действий (двигательных, перцептивных, мыслительных, речевых);
6. навыки и умения, как двигательные, так и мыслительные, речевые, перцептивные (зрительные, слуховые и т.п.), формируются гораздо быстрее и эффективнее, так как отсутствует угроза ошибиться, нет боязни сделать что-то неправильно, не тратится время на исправление ошибок;
7. будучи составлена один раз, схема ООД может применяться любыми пользователями (преподавателями и студентами), быть эффективной не только для обучения, но и для самообучения;
8. умение действовать формируется не после, а в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;
9. ориентируются на среднего обучаемого;
10. не учитывается субъективный опыт студента, который значим для него, но не всегда существенен с позиций логики познания, что иногда снижает познавательную активность и самостоятельность особенно сильных студентов;
11. позволяют четко формулировать требования, предъявляемые к специалисту -медику на языке профессиональной деятельности, что облегчает подготовку студентов к решению задач и выполнению обязанностей врача;
12. позволяют разрабатывать соответствующие педагогические технологии, содержащие алгоритмы деятельности педагога и обучаемого.
Основная цель личностно ориентированного похода в образовании – способствовать личностному росту студента при сохранении всей значимости подготовки к профессиональной деятельности. Для личностно ориентированного подхода характерно следующее:
1. основной ценностью является личность и достоинство каждого студента, побуждение его к творчеству, ориентированность на индивидуальность процессов самопознания и самовыражения, на нравственные аспекты образования;
2. педагогической стратегией является стратегия сотрудничества, помощи, основанной на понимании трудностей вхождения студентов в новые и неизвестные знания и дела, на поддержку их собственных устремлений и инициатив;
3. важнейшим условием успешного обучения являются осмысленность и понимание значимости для учащихся содержания и способов деятельности; “пусковым механизмом” профессионального становления личности признается процесс смыслообразования, основанный на способности студента к целеполаганию и рефлексии, объединяющей ценности и средства профессиональной деятельности;
4. главным источником ресурсов педагогического процесса выступает деятельность самих учащихся, то есть активность студентов;
5. педагог создает соответствующую образовательную среду и психолого-педагогические условия для саморазвития, для осмысленного освоения основ профессиональной деятельности и развития профессионального сознания будущих врачей;
6. критериями эффективности обучения являются показатели личностного роста студентов, которые проявляются в осознанном, зрелом отношении к обучению не как к формальной подготовке к будущей “настоящей” жизни, а как к проживанию в реальной жизненной ситуации;
7. формальные приемы оценки (например, тесты) являются лишь инструментом выявления степени освоения необходимой информации, знаний; упор делается на решении реальных врачебных или моделируемых ситуаций, максимально приближенных к профессиональной жизни (решение конкретизированных клинических и психологических задач);
8. стиль общения и взаимодействия между преподавателем и обучаемым базируется на принципах партнерства, равноправия, искренности, открытости общения, возможности взаимооценок, взаимопонимании и сопереживания, сотворчества и сотрудничества.
В системе высшего медицинского образования используются различные варианты моделей обучения и их сочетания. Выбор конкретной модели обучения зависит от многих факторов: возраста учащихся, профессионального мастерства педагогов, специфики учебной дисциплины, обеспеченности средствами обучения и т.п. Оптимальным является гармоническое использование на каждом этапе обучения элементов всех основных моделей обучения с учетом конкретных условий. На доклиническом этапе, то есть на младших курсах, может преобладать использование информационных моделей, при изучении общеклинических дисциплин – операционно-деятельностностных моделей, а при изучении профильных медицинских дисциплин – личностно ориентированные модели.
- Принципы обучения
При организации педагогического процесса в медицинском вузе руководствуются определенными принципами, выдержавшими проверку и временем, и опытом.
Принцип диалогизации заключается в стремлении поэтапного создании ситуации равноправного сотрудничества между педагогом и студентом. В образовательном процессе высшей школы должно происходить преобразование руководящей позиции преподавателя и подчиненной позиции студента в позицию равноправных участников. Важнейшая роль преподавателя заключается в актуализации и стимуляции стремлений студентов к общему и профессиональному развитию, в создании условий для их самосовершенствования. Только в таком диалоге складываются условия для личностного роста и творческого саморазвития как студента, так и педагога. Этот принцип отражает идею неограниченных возможностей человека на пути к совершенствованию в ходе общения с другими людьми.
Принцип проблематизации заключается в подходе к обучению как процессу решения проблем, творческих задач, в ходе которых студент открывает для себя что-то новое: объекты, знания, проблемы, методы постановки диагноза и лечения. В медицинском вузе содержание обучения чаще всего представлено как поиск путей и способов решения проблем, а процесс обучения – как концентрирование проблем и приобретение навыков их решения. Чем шире и успешнее используется этот принцип на доклиническом этапе, тем более четко и эффективно он реализуется на клинических кафедрах, когда все содержание и методы обучения направлены на поиск путей и способов решения медицинских проблем.
Принцип персонализации заключается в том, что педагог и учащийся рассматриваются не как ролевые участники образовательного процесса, то есть участники с четко прописанными ролями, а как личности. Благодаря этому выявляются их дополнительные функции, ресурсы и возможности: становится востребованным личный опыт, учитываются их стремления, действия и поступки, которые приобретают индивидуальный, а не только нормативный характер.
Принцип индивидуализации заключается в ориентированности обучения не только на так называемого “среднего” студента, но и на “сильного” и “слабого”, в учете всех их задатков и возможностей. Реализация этого принципа достигается в результате педагогических наблюдений, психодиагностики, знания способностей и склонностей студентов, а также установкой на их развитие.
Принцип практической направленности обучения заключается в стремлении формировать конкретные практические умения и навыки.
Принцип поэтапного формирования навыков и умений предполагает изучение нового материала в соответствии с психологическими особенностями процесса приобретения новых знаний.
Принцип модульного обучения заключается в изучении учебного материала относительно независимыми блоками (модулями). Каждый модуль предусматривает достижение заранее планируемого результата обучения.
Принцип опережающего обучения заключается в том, что с отдельными учебными элементами будущей темы учащийся знакомится на более ранних этапах обучения.
Принцип деонтологической направленности подготовки специалистов заключается в том, что в ходе обучения будущих врачей реализуются нравственные принципы и решаются проблемы межличностных отношений: между врачом и больным и его родственниками.
- Методы обучения и уровни усвоения учебного материала.
Метод обучения в медицинском вузе – это способ совместной деятельности педагога и студента, направленный на реализацию целей и ценностей, предопределяющих становление личности будущего врача и овладение им основами профессиональной деятельности.
Психологической основой обучения является активная познавательная деятельность учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, умения и навыки.
Используемые методы обусловливают соответствующий им уровень активности учащегося. В зависимости от образа действия учащихся выделяют следующие уровни их познавательной активности:
· воспроизводящий уровень, характеризующийся стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу;
· интерпретирующий уровень, предполагающий желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях;
· творческий уровень, предусматривающий готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблемы.
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности, на который направлено педагогическое воздействие преподавателя. Учащийся должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
К пассивному обучению относят:
· лекцию-монолог;
· наблюдение;
· рассказ;
· объяснение;
· беседу;
· демонстрацию;
· работу с учебником.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
К активному обучению в медицинском вузе относят:
· лабораторные практикумы (изучение материальных объектов, препаратов, муляжей, приборов, макетов, муляжей, выполнении лабораторных работ);
· решение клинических задач, выполнение мануальных действий на моделях или пациентах (пальпация, перкуссия, аускультация, остановка кровотечения, искусственное дыхание и т.п.);
· учебные ролевые, имитационные, операционные и деловые игры;
· “мозговой штурм”
· учебно-исследовательская работа студентов;
· научно-исследовательская работа студентов
· интерактивное обучение.
Уровень познавательной активности учащегося обусловливает достигаемый им уровень знаний. В зависимости от достигнутого результата различают следующие уровни усвоения знаний:
- уровень узнавания;
- уровень воспроизведения;
- уровень умения;
- уровень навыка;
- уровень творчества.
- Формы организации учебного процесса в медицинском вузе
Основными формами организации учебного процесса являются:
· вузовская лекция;
· практические занятия;
· семинары;
· лабораторные работы и практикумы;
· внеаудиторная самостоятельная работа студентов;
· аудиторная самостоятельная работа студентов;
· контрольные работы;
· производственная практика.
|