ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Контроль знаний » рубежный контроль » проверяемые знания и умения Биология клетки. Размножение организмовЗнания и умения, проверяемые на рубежной контрольной работе по разделу “Биология клетки. Размножение оpганизмов”.
Тема 1. “Устройство и работа на оптических приборах”
Студент должен знать:
- Устройство и назначение каждой детали микроскопа «Биолам», препаровальной лупы и стереоскопического микроскопа
- Последовательность операций при установке микроскопа «Биолам» в рабочее положение, при работе с большим и малым увеличением, при окончании работы
- Правила работы с микроскопом при малом и большом увеличениях микроскопа.
- Назначение иммерсионного масла
- Основные правила, которые надо соблюдать при работе с микрометрическим винтом, револьвером
- Особенности работы с нестандартными препаратами.
- Величину фокусного расстояния объективов 8х и 40х.
- Сравнительные особенности работы с микроскопом “Биолам” и стереоскопическим микроскопом.
- Основные правила обращения с микроскопом.
- Последовательность операций при установке микроскопа «Биолам» в рабочее положение, при работе с большим и малым увеличением, при окончании работы
- Последовательность операций при установке стереоскопического микроскопа в рабочее положение, при работе с разными увеличениями, при окончании работы
- Особенности работы с нестандартными препаратами.
- Проявление типичных ошибок микроскопирования
- Последовательность действий при изготовлении временных препаратов.
- Требования к зарисовке изображения изучаемого препарата.
- Проявление типичных ошибок микроскопирования
Студент должен уметь:
1. Находить на оптических приборах и их изображениях те или иные детали их строения.
1. Устанавливать микроскоп “Биолам” в рабочее положение
2. Устанавливать освещение препарата в зависимости от интенсивности источника света
3. Выбирать форму зеркала, положение конденсора и диафрагмы в зависимости от освещения и увеличения объектива
4. Центрировать препарат
5. Находить изображение препарата при большом увеличении микроскопа
6. Зарисовывать изображение препарата с соблюдением предъявляемых к рисунку требований
7. Приводить микроскоп в исходное состояние
8. Находить причины ошибок, возникающих при неправильном микроскопировании
9. По описанию гипотетических ситуаций или явлений, возникших в результате ошибки микроскопирования изучаемых объектов, идентифицировать эту ошибку.
Тема 2. “Формы живой материи”
Студент должен знать:
1. Классификацию основных форм живой материи
2. Особенности структурно-функциональной организации клеточных форм жизни
3. Особенности структурно-функциональной организации прокариот
4. Особенности структурно-функциональной организации эукариот
5. Особенности структурно-функциональной организации вирусов
6. Особенности структурно-функциональной организации прионов
7. Примеры представителей разных форм жизни как возбудителей или переносчиков конкретных заболеваний человека
Студент должен уметь:
1. По описанию особенностей структурно-функциональной организации представителя определять форму живой материи, к которой он относится.
Тема 3. “Структурные компоненты эукариотической клетки. Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану. Осмотические свойства клеток.”
Студент должен знать:
1. Общий план строения клеток эукариот
2. Классификацию структурных компонентов эукариотической клетки
3. Характеристику следующих структурных компонентов эукариотической клетки: цитоплазматическая мембрана, центросома, пластиды, митохондрия, ЭПС, комплекс Гольджи, рибосома, лизосома, вакуоль, цитоскелет, реснички, жгутик, миофибриллы, протеосома.
Характеристика структурных компонентов включает в себя следующие вопросы:
1) название органоида и происхождение названия
2) история открытия
3) распространенность в живой природе
4) размеры
5) форма
6) вид в световой микроскоп
7) тонкое строение
8) химический состав
9) локализация и количество в клетке
10) функции
11) принцип работы
12) взаимосвязь с другими структурными компонентами клетки
13) место и способ образования в клетке
4. Классификацию и функции включений клетки
5. Изображения структурных компонентов эукариотической клетки в световом и электронном микроскопах.
6. Принципы и методы выявления структурных компонентов клетки
7. Проявления структурной и функциональной взаимосвязи различных компонентов эукариотической клетки
8. Отличительные морфологические особенности клеток растений, животных и грибов
9. Общие принципы строения клеточных мембран, расположение в ней белков и липидов относительно друг друга.
10. Роль мембранных липидов и белков в функции мембран
11. Физические и химические свойства мембран
12. Функции мембран
13. Классификацию видов транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану
14. Характерные признаки и механизмы следующих видов транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану:
1) простая диффузия
2) осмос
3) облегченная диффузия
4) активный транспорт
5) пиноцитоз и фагоцитоз
6) опосредованный рецепторами эндоцитоз
7) экзоцитоз
15. Примеры веществ, транспортируемых через мембрану тем или иным способом.
16. Закономерности перемещения ионов, химических соединений и воды через цитоплазматическую мембрану
17. Проявления осмотических свойств клеток.
18. Закономерности изменения объема клеток человека при помещении их в растворы разной концентрации хлорида натрия и других химических соединений
Студент должен уметь:
1.Идентифицировать и описывать по микропрепаратам, слайдам, микрофотографиям и рисункам структурные компоненты клетки.
2. Находить под микроскопом изображения изучаемых клеток и их структурных компонентов
3. Вести протокол экспериментальной работы
4. Проводить простейшие эксперименты
5. Прогнозировать и объяснять результаты воздействия на клетку факторов, влияющих на транспорт веществ.
6. Идентифицировать структурные компоненты клеток по описанию их изображения в световой и электронный микроскопы.
7. Объяснять причины изменения объема клеток человека при помещении их в растворы разной концентрации хлорида натрия
8. Прогнозировать судьбу клеток человека при помещении их в растворы
- разной концентрации хлорида натрия
- одинаковой концентрации разных веществ, отличающихся по способности проходить через цитоплазматическую мембрану
Тема 4. “ДНК. Хроматин. Хромосомы. Ядро.”
Студент должен знать:
1. Схему строения нуклеотида
2. Схему строения РНК и ДНК
3. Названия комплементарных друг другу азотистых оснований
4. Принципы строения ДНК.
5. Строение нуклеосомы
6. Функции гистоновых и негистоновых белков
7. Уровни конденсации (упаковки) хроматина
8. Строение и функции ядерной оболочки
9. Состав ядерного сока
10. Строение и функции ядерного матрикса
11. Химический состав хроматина и хромосом
12. Строение и функция ядрышка
13. Примеры безъядерных зукариотических клеток и причины отсутствия в них ядра
14. Особенности расположения ядра в специализированных клетках и причины определенного расположения ядра в этих клетках
15. Примеры многоядерных клеток
16. Особенности расположения хромосом в интерфазном ядре
Студент должен уметь:
1. Находить на электронных микрофотографиях и рисунках структурные компоненты ядра и хромосом
2. Записывать полинуклеотидную последовательность, комплементарную и антипараллельную исходной нуклеотидной последовательности
3. Объяснить проявления взаимосвязи особенностей строения ядра с функциональной активностью клетки.
Тема 5. “ Митотический цикл. Митоз”
Студент должен знать:
1. Периодизацию митотического цикла
2. Строение хромосом во время интерфазы и каждой фазы митоза
3. Значение формирования компактных хромосом при митозе
4. Характерные черты прямого и непрямого делений
5. Процессы, происходящие с хромосомами, ядром и другими структурными компонентами во время каждой фазы митоза и интерфазы
6. Примеры клеток, имеющих разную судьбу после митоза
7. Биологическая роль митоза
8. Биологическую роль прямого и непрямого делений.
9. Отличительные особенности митоза растительных и животных клеток
Студент должен уметь:
1. По характерным признакам отыскивать на препаратах (фотографиях, слайдах) нужный тип деления клеток и фазы митоза
Тема 6. “Формы размножения организмов”
Студент должен знать:
1. Классификацию способов м форм размножения организмов
2. Характерные особенности различных способов размножения: бесполого и полового.
3. Характерные особенности следующих форм бесполого размножения:
1) шизогония
2) полиэмбриония
3) фрагментация
4) почкование
5) вегетативное размножение
6) спорообразование
4. Характерные особенности следующих форм полого размножения:
1) конъюгация у простейших
2) копуляция у простейших
3) партеногенез
4) размножение с оплодотворением
5. Примеры организмов, для которых характерна та или иная форма полового и бесполого размножений
6. Биологическое значение различных способов и форм размножения
7. Проявления и биологическое значение полового диморфизма
8. Особенности размножения паразитических форм организмов и их значение для медицины.
9. Направление и этапы эволюции форм размножения
10. Биологическое значение гермафродитизма
Студент должен уметь:
1. По описанию процесса размножения определять форму размножения организмов.
Тема 7. “Гаметогенез. Мейоз. Морфология гамет”
Студент должен знать:
1. Морфологию гамет, связанную с выполняемой ими функцией
2. Название стадий оогенеза и сущность происходящих в них процессов
3. Название стадий сперматогенеза и сущность происходящих в них процессов
4. Отличие оогенеза от сперматогенеза
5. Цитогенетическую характеристику фаз первого и второго деления мейоза
6. Отличие мейоза от митоза
7. Биологическое значение мейоза
8. Особенности гаметогенеза у человека
Студент должен уметь:
1. По описанию и по характерным признакам различать на микрофотографиях и рисунках половые клетки разных животных и клетки, находящиеся на разных стадиях гаметогенеза и мейоза.
На нашем сайте вы можете познакомиться с изучаемыми препаратами и ситуационными задачами по этому разделу.
|