Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ » Контроль знаний » рубежный контроль » проверяемые знания и умения
Биология клетки. Размножение организмов

Знания и умения, проверяемые на рубежной контрольной работе по разделу Биология клетки. Размножение оpганизмов”.

 

Тема 1. “Устройство и работа на оптических приборах

 

Студент должен знать:

  1. Устройство и назначение каждой детали микроскопа «Биолам», препаровальной лупы и стереоскопического микроскопа
  2. Последовательность операций при установке микроскопа «Биолам» в рабочее положение, при работе с большим и малым увеличением, при окончании работы
  3. Правила работы с микроскопом при малом и большом увеличениях микроскопа.
  4. Назначение иммерсионного масла
  5. Основные правила, которые надо соблюдать при работе с микрометрическим винтом, револьвером
  6. Особенности работы с нестандартными препаратами.
  7. Величину фокусного расстояния объективов 8х и 40х.
  8. Сравнительные особенности работы с микроскопом “Биолам” и стереоскопическим микроскопом.
  9. Основные правила обращения с микроскопом.
  10. Последовательность операций при установке микроскопа «Биолам» в рабочее положение, при работе с большим и малым увеличением, при окончании работы
  11. Последовательность операций при установке стереоскопического микроскопа в рабочее положение, при работе с разными увеличениями, при окончании работы
  12. Особенности работы с нестандартными препаратами.
  13. Проявление типичных ошибок микроскопирования
  14. Последовательность действий при изготовлении временных препаратов.
  15. Требования к зарисовке изображения изучаемого препарата.
  16. Проявление типичных ошибок микроскопирования

 

Студент должен уметь:

1.      Находить на оптических приборах и их изображениях те или иные детали их строения.

1.      Устанавливать микроскоп “Биолам” в рабочее положение

2.      Устанавливать освещение препарата в зависимости от интенсивности источника света

3.      Выбирать форму зеркала, положение конденсора и диафрагмы в зависимости от освещения и увеличения  объектива

4.      Центрировать препарат

5.      Находить изображение препарата при большом увеличении микроскопа

6.      Зарисовывать изображение препарата с соблюдением предъявляемых к рисунку требований 

7.      Приводить микроскоп в исходное состояние  

8.      Находить причины ошибок, возникающих при неправильном микроскопировании

9.      По описанию гипотетических ситуаций или явлений, возникших в результате ошибки микроскопирования изучаемых объектов, идентифицировать эту ошибку.

 

Тема 2. “Формы живой материи

 

Студент должен знать:

1. Классификацию основных форм живой материи

2. Особенности структурно-функциональной организации клеточных форм жизни

3. Особенности структурно-функциональной организации прокариот

4. Особенности структурно-функциональной организации эукариот

5. Особенности структурно-функциональной организации вирусов

6. Особенности структурно-функциональной организации прионов

7. Примеры представителей разных форм жизни как возбудителей или переносчиков конкретных заболеваний человека  

 

Студент должен уметь:

1. По описанию особенностей структурно-функциональной организации представителя определять форму живой материи, к которой он относится. 

 

Тема 3. “Структурные компоненты эукариотической клетки. Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану. Осмотические свойства клеток.”

 

Студент должен знать:

1. Общий план строения клеток эукариот

2. Классификацию структурных компонентов эукариотической клетки

3. Характеристику следующих структурных компонентов эукариотической клетки: цитоплазматическая мембрана, центросома, пластиды, митохондрия, ЭПС, комплекс Гольджи, рибосома, лизосома, вакуоль, цитоскелет, реснички, жгутик, миофибриллы, протеосома.

Характеристика структурных компонентов включает в себя следующие вопросы:

1) название органоида и происхождение названия

2) история открытия

3) распространенность в живой природе

4) размеры

5) форма

6) вид в световой микроскоп

7) тонкое строение

8) химический состав

9) локализация и количество в клетке

10) функции

11) принцип работы

12) взаимосвязь с другими структурными компонентами клетки

13) место и способ образования в клетке

4. Классификацию и функции включений клетки

5. Изображения структурных компонентов эукариотической клетки в световом и электронном микроскопах.

6. Принципы и методы выявления структурных компонентов клетки

7. Проявления структурной и функциональной взаимосвязи различных компонентов    эукариотической клетки

8. Отличительные морфологические особенности клеток растений, животных и грибов

9. Общие принципы строения  клеточных мембран, расположение в ней белков и липидов относительно друг друга.

10. Роль мембранных липидов и белков в функции мембран

11. Физические и химические свойства мембран

12. Функции мембран

13. Классификацию видов транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану

14. Характерные признаки и механизмы  следующих видов транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану:

1) простая диффузия

2) осмос

3) облегченная диффузия

4) активный транспорт

5) пиноцитоз и фагоцитоз

6) опосредованный рецепторами эндоцитоз

7) экзоцитоз

15. Примеры веществ, транспортируемых через мембрану тем или иным способом.

16. Закономерности  перемещения ионов, химических соединений и воды через цитоплазматическую мембрану

17. Проявления осмотических свойств клеток.

18. Закономерности изменения объема клеток человека при помещении их в растворы разной концентрации хлорида натрия и других химических соединений

 

Студент должен уметь:

1.Идентифицировать и описывать по микропрепаратам, слайдам, микрофотографиям и рисункам структурные компоненты клетки.

2. Находить под микроскопом изображения изучаемых клеток и их структурных компонентов

3. Вести протокол экспериментальной работы

4. Проводить простейшие эксперименты

5. Прогнозировать и объяснять результаты воздействия на клетку факторов, влияющих на транспорт веществ.

6. Идентифицировать структурные компоненты клеток по описанию их изображения в световой и электронный микроскопы.

7. Объяснять причины изменения объема клеток человека при помещении их в растворы разной концентрации хлорида натрия

8. Прогнозировать судьбу клеток человека при помещении их в растворы

-   разной концентрации хлорида натрия

-   одинаковой концентрации разных веществ, отличающихся по способности проходить через цитоплазматическую мембрану

 

Тема 4. “ДНК. Хроматин. Хромосомы. Ядро.” 

 

Студент должен знать:

1. Схему строения нуклеотида

2. Схему строения РНК и ДНК

3. Названия комплементарных друг другу азотистых оснований

4. Принципы строения ДНК.

5. Строение нуклеосомы

6. Функции гистоновых и негистоновых белков

7. Уровни конденсации (упаковки) хроматина

8. Строение и функции ядерной оболочки

9. Состав ядерного сока

10. Строение и функции ядерного матрикса

11.  Химический состав хроматина и хромосом

12. Строение и функция ядрышка

13. Примеры безъядерных зукариотических клеток и причины отсутствия в них ядра

14. Особенности расположения ядра в специализированных клетках и причины определенного расположения ядра в этих клетках

15. Примеры многоядерных клеток

16. Особенности расположения хромосом в интерфазном ядре

 

Студент должен уметь:

1.  Находить на электронных микрофотографиях и рисунках структурные компоненты ядра и хромосом

2. Записывать полинуклеотидную последовательность, комплементарную и антипараллельную исходной нуклеотидной последовательности

3. Объяснить проявления взаимосвязи особенностей строения ядра с функциональной активностью клетки.

 

Тема 5. “ Митотический цикл. Митоз

 

Студент должен знать:

1. Периодизацию митотического цикла 

2. Строение хромосом во время интерфазы и каждой фазы митоза

3. Значение формирования компактных хромосом при митозе

4. Характерные черты прямого и непрямого делений

5. Процессы, происходящие с хромосомами, ядром и другими структурными  компонентами во время каждой фазы митоза и интерфазы

6. Примеры клеток, имеющих разную судьбу после митоза

7. Биологическая роль митоза

8. Биологическую роль прямого и непрямого делений.

9. Отличительные особенности митоза растительных и животных клеток

 

Студент должен уметь:

1. По характерным признакам отыскивать на препаратах (фотографиях, слайдах) нужный тип деления клеток и фазы митоза

 

Тема 6. “Формы размножения организмов

 

Студент должен знать:

1.      Классификацию способов м форм размножения организмов

2.      Характерные особенности различных способов размножения: бесполого и полового.

3.      Характерные особенности следующих форм бесполого размножения:

1)      шизогония

2)      полиэмбриония

3)      фрагментация

4)      почкование

5)      вегетативное размножение

6)      спорообразование

4.      Характерные особенности следующих форм полого размножения:

1)      конъюгация у простейших

2)      копуляция у простейших

3)      партеногенез

4)      размножение с оплодотворением

5.      Примеры организмов, для которых характерна та или иная форма полового и бесполого размножений

6.      Биологическое значение различных способов и форм размножения

7.      Проявления и биологическое значение полового диморфизма

8.      Особенности размножения паразитических форм организмов и их значение для  медицины.

9.      Направление и этапы эволюции форм размножения

10.  Биологическое значение гермафродитизма

 

Студент должен уметь:

1.   По описанию процесса размножения определять форму размножения организмов.

 

 Тема 7. “Гаметогенез. Мейоз. Морфология гамет

 

Студент должен знать:

1.      Морфологию гамет, связанную с выполняемой ими функцией

2.      Название стадий оогенеза и сущность происходящих в них процессов

3.      Название стадий сперматогенеза и сущность происходящих в них процессов

4.      Отличие оогенеза от сперматогенеза

5.      Цитогенетическую характеристику фаз первого и второго деления мейоза

6.      Отличие мейоза от митоза

7.      Биологическое значение мейоза

8.      Особенности гаметогенеза у человека

 

Студент должен уметь:

1. По описанию и по характерным признакам различать на микрофотографиях и рисунках половые клетки разных животных и клетки, находящиеся на разных стадиях гаметогенеза и мейоза.

 

На нашем сайте вы можете познакомиться с изучаемыми препаратами и ситуационными задачами по этому разделу.

 

 

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©