Учителям квалификационная характеристика учителяКвалификационная характеристика учителя
7-14 разряды
Должностные обязанности: учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускоренным курсам в рамках государственных стандартов. Планирует материал по преподаваемому предмету. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ, несет ответственность за: реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими; выполняет требования техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования; отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
Должен знать: Закон об образовании, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, теорию, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, воспитательной работы, программы и учебники; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права и научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.
Учитель должен уметь: обосновать свой выбор программы и учебно-методического обеспечения; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные интересы, способности; организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую, включать в учебный процесс проблемное обучение; оценивать эффективность обучения предмету, учитывая не только усвоение знаний и овладение умениями, но и развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса к предмету, осуществлять контроль и аттестацию учащихся; осуществлять связь обучения предмету с жизнью, обсуждать с учащимися актуальные события современности; вести внеклассную работу по предмету;
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
• 7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
• 8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
• 9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
• 10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
• 11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
• 12 разряд (учитель II категории): должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю; уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; использовать в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современного, формы и методы активного обучения; владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе; руководить или участвовать в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в самках образовательного учреждения, а также:
иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 2 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 1 года;
• 13 разряд (учитель 1 категории): должен отвечать требованиям, предъявляемым к учителю II квалификационной категории; владеть методиками анализа учебно-методической работы по предмету; составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения, уметь руководить творческими семинарами, использовать передовой педагогический опыт в своей работе, а также:
иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 3 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 3 лет;
• 14 разряд(учитель высшей категории): должен отвечать требованиям предъявляемым к учителю 1 квалификационной категории; разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи по своему предмету; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования, а также; - иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 5 лет; высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 4 лет; ученую степень кандидата наук и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 3 лет; ученую степень доктора наук и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не менее 2 лет. |