ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий синквейныНаписание синквейнов и работа с ними.
1. Что такое синквейн. Правила составления синквейна.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Такой же схемой ООД является для него структура всего синквейна. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. По нашему мнению показателем правильно составленного синквейна служит узнаваемость темы синквейна при чтении только 2-5 строк синквейна.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
2. Образцы синквейнов.
Синквейн1.
Мутация
Случайная, стойкая
Изменяет, проявляется, наследуется
Не было счастья, да несчастье помогло!
Эволюция
Синквейн 2
Митохондрия
Эллипсоидновидная, двумембранная
Окисляет, размножается, снабжает
Энергия бьет ключом!
АТФ
Синквейн 3
Стволовая клетка
Неспециализированная, пластичная
Делится, дифференцируется, мигрирует
Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!
Регенерация
Синквейн 4.
Апоптоз
Физиологический, необратимый
программировать, разрушать, погибать
Что наша жизнь – игра!
Каспаза
Синквейн 5
Протеосома
Бочонковидная, избирательная
Узнает, расщепляет, регулирует
Ущербный белок клетке не товарищ!
Терминатор
Синквейн 6
Оперон
Бактериальный, сложный
Объединяет, регулируется, экспрессируется
Один для всех – и все для одного!
Система!
Синквейн 7
Свиной цепень
Лентовидный, гермафродитный
Присасывается, развивается, размножается
Вооружен и очень опасен!
Цистицеркоз!
Синквейн 8
Пол
Мужской, женский
Привораживать, идентифицировать, созревать
Пол как силы Ван-дер-Ваальса: на далеком расстоянии притягивает, а на близком -отталкивает
Раздельнополость
Синквейн 9
Микротрубочка
Растущая, полая
Двигаться, опираться, транспортировать
Без микротрубочек клетке труба!
Тубулин
Синквейн 10
Белки
Трехмерные, уникальные
Ускоряют, регулируют, защищают
Без протеинов жить нельзя на свете, нет!
Трудяги!
Синквейн 11
Паразиты
Опасные, адаптированные
Угнетают, грызут, сосут
Ребята, давайте жить дружно!
Коэволюция
Синквейн 12
Ядро
Большое, двумембранное
Регулирует, контролирует, передает
\ Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!
Голова!
3. Как работать с синквейнами.
Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:
· Составление нового синквейна.
· Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
· Коррекция и совершенствование готового синквейна.
· Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Пример 1. Составление краткого рассказа по синквейну.
Синквейн 13.
Модификация
Адаптивная, обратимая
Варьировать, приспосабливаться, формировать
Без нее, как без воды, существовать не можем мы!
Эволюция
Рассказ.
Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.
Пример 2. Коррекция синквейна
Синквейн 14.
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делится, размножается, обновляется
Клетка – элементарная частица живой материи
Жизнь
Измененный синквейн 14.
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делиться, специализироваться, обновляться
Элементарная частица жизни
Гук
Пример 3. Определение темы синквейна.
Синквейн 15.
…..?…..
Длинная, спиралевидная
Хранит, кодирует, передает
Книга жизни
Матрица
4. Организационные формы работы с синквейнами.
· Самостоятельно при выполнении домашней работы
· Самостоятельно на практическом занятии
· В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
· В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн
· При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
5. Самостоятельная работа по определению темы синквейна.
Синквейн 1.
?
Сильная, разнообразная
Бороться, соперничать, опережать
Бороться и искать, найти – и не сдаваться!
Отбор
Синквейн 2.
?
Автотрофный, зеленый
Начинать, синтезировать, передавать
СО2 да вода – наша еда!
Пищевая цепь
Синквейн 3.
?
Живая, кубическая
Делиться, питаться, дышать
Не построишь дом без кирпича.
Ткань
Синквейн 4.
?
Сложный, устойчивый
Питаться, жить, размножаться
Мой дом – моя крепость.
Экосистема
Синквейн 5.
? Вирусная, химерная, Кодировать, синтезировать, обусловливать Одна хорошо, а две надежнее! Хромосома
Синквейн 6.
? Многофакторный, хромосомный Нарушать, изменять, обусловливать Беда не приходит одна. Заболевание
Синквейн 7.
?
Устойчивый, инфекционный Поражать, изменять, губить Вот она загадка века – гибель мира человека! Белок
Синквейн 8.
? Общая, социальная Изучает, исследует, предупреждает Среда, природа, человек – их изучаем целый век! Наука
Синквейн 9.
?
Полезный, нейтральный
Формировать, передавать, изменять
Он всем бросается в глаза!
Фенотип
Синквейн 10.
?
Неизбежный, смертельный
Прекращать, обновлять, запускать
Чему бывать, того не миновать.
Гибель
Синквейн 11.
?
Неподвижная, шарообразная
Хранить, сливаться, реализовывать
Она делает добро – зашифровано оно.
Организм
Синквейн 12.
?
Устойчивый, динамичный
Сохранять, поддерживать, регулировать
Плодородная почва для здоровья
Постоянство
Синквейн 13.
?
Гладкая, шероховатая
Синтезировать, транспортировать, хранить
Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через ..........
Вакуолярная система
Синквейн 14.
?
Водный, наземный
Регулироваться, изменяться, сохраняться
Один для всех – и все для одного.
Экосистема
Синквейн 15.
?
Маленькие, гетеротрофные
Разрушать, перерабатывать, упрощать
Полна отходов плошка – где моя большая ложка!
Сапрофиты
Синквейн 16.
?
Внезапная, вредная
Нарушать, имитировать, ухудшать
Не все то, что похоже на мутацию, мутацией является!
Фенотип
Синквейн 17.
?
Альтернативный, конституционный
Вырезать, удалять, сшивать
Лучше сорок раз по разу, чем в один раз сорок раз.
Созревание
Синквейн 18.
?
Трофические, секреторные
Хранить, выводить, удалять
Встречаюсь в клетке иногда, но используюсь всегда.
Структура
Определив тему синквейна, составьте краткий рассказ по содержанию синквейна, отразив в нем все упомянутые в нем понятия и внутренние связи.
|