ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий биологические загадкиБиологические загадки.
1. Что такое загадки?
Загадка – это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка была средством испытания мудрости, теперь она - народная забава.
Загадки бывают:
- Логические
- С подвохом
- Шуточные
- Детские
- Только для взрослых
- С юмором (в том числе с черным)
- Учебные
Загадки являются привлекательной формой активизации обучения. Их привлекательность обусловлена присутствием проблемы, которую учащийся должен решить, тайны, которую он должен раскрыть. Загадка представляет собой мудреный вопрос. Основное назначение загадки заключается в том, что она развивает в человеке наблюдательность, сообразительность и находчивость.
2. Составление учебных биологических загадок.
В типичных загадках характерные особенности угадываемого объекта представлены в завуалированной форме, где характерные особенности объекта присвоены хорошо известным предметам и явлениям, но выражены в образной форме. Примеры загадок:
“Без окон, без дверей, полна горница людей.” (Огурец).
“Два конца, два кольца, а посередине гвоздик” (Ножницы).
При составлении таких загадок используют соответствующий прием: для биологического объекта подбирают объект из другой области знаний и перечисляют общие для них особенности, часто в рифмованной форме. Пример 1:
“Талия моя тонка,
При размножении видна.
Когда с сестричкою прощаюсь –
В этом месте изгибаюсь.” (Хромосома во время митоза)
Загадка может содержать биологические термины, способствующие правильному отгадыванию. Пример 2:
“Сидят две девицы –
В руках спицы:
Аминокислоты для них пряжа,
Белки из этой пряжи вяжут.” (Рибосома, состоящая из двух субъединиц)
Можно ограничиться более простым приемом: представить обычный тестовый вопрос в стихотворной форме. Пример 3:
“Нахожусь я в атмосфере;
Миллионы лет при деле:
Защищаю как родное
На планете все живое" (Озоновый слой)
При составлении загадки можно взять в качестве основы хорошо известное стихотворение.
Пример 4:
“Кто стучится в стенку мне
С мощной бомбой в голове?
Ну, конечно, это он –
Самый быстрый - чемпион!" (Сперматозоид)
Для облегчения процедуры отгадывания в текст задачи специально вводят специфический термин. Например, преобразовав предыдущую загадку, получаем:
“Кто стучится в стенку мне
С акросомой в голове?
Ну, конечно, это он –
Самый быстрый - чемпион!"
Загадка может содержать незаконченную фразу, в которой пропущен ответ на загадку. Пример 5:
“Откуда мы взялись, соседка?” –
Спросила как-то клетка клетку.
Та не услышала вопрос –
Она делилась! Шел .... (Митоз)
Чтобы составить загадку, необходимо:
· хорошо знать учебный материал;
· обладать развитым образным мышлением;
· уметь рифмовать слова и фразы.
3. Как работать с загадками.
Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с загадками:
· Составление новой загадки.
· Составление краткого рассказа по готовой загадке.
· Преобразование загадки в тест второго уровня, требующий краткого однозначного ответа.
· Отгадывание загадки.
4. Организационные формы работы с загадками.
· Самостоятельно при выполнении домашней работы
· Самостоятельно на практическом занятии
· В составе малой группы с последующим конкурсом на лучшую загадку, составленную по выбранной теме или термину
· В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить загадку.
· При выполнении контрольного задания на отгадывание загадок, написание рассказа по загадке или преобразование ее в тест второго уровня, требующий краткого однозначного ответа.
· Отгадывание во время устного фронтального контроля знаний
5. Попробуйте отгадать следующие загадки (загадки с меткой* составлены студентами первого курса – участниками Био-КВН).
2006-2007 учебный год
Загадка 1.
Комплементарность двух моих частей –
Уже не тайна для людей!
Я больше не загадка века –
Геном прочитан человека!
Загадка 2.
Мы – громаднейший таксон;
Будет быстро узнан он:
В нас кольцевая ДНК,
С мембраной связана она.
Загадка 3.
Я небольшая, с виду - шар.
Нанести могу удар:
Храню в себе я гидролазы;
Прочь бактерии, заразы!
Загадка 4.
Тройной прыжок, один, другой,...
Скачу всем телом, не ногой!
Приходит стоп-кодон - приказ:
"Мною выполнен заказ!"
Загадка 5.
Я - комплекс всяких отношений
И требую всегда решений;
Кто и как, когда и где
Адаптирован к среде!
Загадка 6.
Я - самый важный механизм;
На мне построен дарвинизм:
Кто не ладит со средой -
Будет уничтожен мной.
Загадка 7.
Я - непослушное дитя природы;
Све творю себе в угоду;
Земли ресурсы истощаю,
Биоценозы разрушаю
И смысл жизни постигаю!
Загадка 8*.
Во многих царствах клеток
Живет она всегда.
Она для нас как лето,
Она всегда тепла!
Универсальнейший продукт
Ее всем нужен там и тут!
Загадка 9.
Прошло уже так много лет,
Но помним мы о шевалье:
Он дал название науке,
Что познаем мы с вами в муке!
Загадка 10*.
Три фермента за столом
Рассуждали вечерком:
Чья структура их белка
Всех нужней для ДНК?
“Если б я был с ДНК,
Я б зачал с ней РНК!” –
Говорит фермент один –
“Я нужнее, я один!”
“Вот если б я был с ДНК,
Я б зачал с ней ДНК!” –
Говорит фермент второй –
“Для нее я как родной!”
“Ну-ка, ну-ка, помолчите,
На меня вы поглядите!
Нужен всем вам только я –
Я ж расплетаю ДНК!”
Три фермента за столом
Завершили спор о том,
Кто нужней для ДНК.
Их назвать теперь пора!
Загадка 11*.
Это - хитрая система:
Разобраться – ваше дело!
Рибосомы, ЭПС
Из белков сварганят смесь.
Здесь и Гольджи аппарат,
Все белки принять он рад,
А затем упаковать,
В лизосомы переслать.
Есть каналы, пузырьки;
Перемещаются они …
Эндосомы есть с секретом, …
Поспешите же с ответом!
Загадка 12*.
Гормонов синтез, кальция депо,
А в печени токсины разрушает –
Вы это все запомните легко,
Сказав, кто это в клетке выполняет.
Загадка 13.
Лиганд с рецептором сближаются,
Комплементарно прижимаются, …
Мембрана в ямке впячивается
И в пузырек сворачивается.
Какой процесс, скажите без сомнения,
Включает эти превращения?
Загадка 14.
Процесс в клетке происходит,
К ее гибели приводит.
Экзекуция в нем есть.
Назовите процесс весь!
Загадка 15.
Свойство жизни есть такое:
Оно для каждого – иное.
Отличаюсь я, подруга,
Как все кошки друг от друга.”
Загадка 16.
В рибосому прихожу,
Там кодоны узнаю,
А потом, а потом,
Все кончается белком!
Так мы о ком?
Загадка 17*.
Побежали обезьяны…..
Закричали голосами…..
Застучали молотками…
Подхватили топоры…..
Оглянуться не успели…
Им пришли на смену мы!
Загадка 18*
Внешняя среда –
Далеко не ерунда!
Кто к ней приспособиться сможет,
Тот развитию поможет.
Виды все как на подбор.
В ней естественный отбор
Все, что надо, сотворит,
Весь процесс ты назови!
Загадка 19*
Шаперон и кальций, подхватив белок,
Закрутили, завертели…
Радикалами одели,
Чтоб раскрутить никто не смог.
Назови же, наконец,
Сей загадочный процесс!
Загадка 20.
Эта плоская структура
Как берет у трубадура.
С хондросомой есть отличие –
Тилакоиды в наличии.
Загадка 21*.
В организме человечка
Я нашел себе местечко:
Эндокринная железа –
Моя постоянная среда.
Соединяю ЭПС с окружающей средой.
Отгадай: кто я такой?
Загадка 22*.
Есть длиннющий паразит;
И он всех нас удивит:
Цикл жизни весь пройдя,
Очутится у меня!
Загадка 23*.
Плывет крупный органоид,
С виду – точно огурцоид.
В нем рибосомы есть и кристы;
Мембраны две; одна бугриста.
Загадка 24*.
С хвостом, но не птица;
К подружке стремится.
И если с нею повстречается –
Прелестный плод любви рождается!
Загадка 25*.
В двадцать первой комнатушке
Не расстались две подружки;
К ним пришла еще одна,
И случилась тут беда.
Назовите нам синдром,
Если вами узнан он.
Загадка 26.
Эта фабрика сложна,
В ней ресурсов дополна!
Может всем нас обеспечить;
В ней – свидания и встречи…..
Должны заботиться о ней:
В ней здоровье всех детей!
Загадка 27.
Какой вилкой нельзя кушать,
О ней вам можно только слушать?
Загадка 28.
У куба есть углы и ребра. А у какой пространственной структуры ребра есть, а углов нет?
2007-2008 учебный год
Загадка 1.*
Вот шеренги две солдат
В охранении стоят.
Сапоги у них в жиру;
Пройти сквозь них я не могу:
Пропускают тех они,
Кто по свойствам им сродни.
Назовите нам солдат,
Что в охранении стоят!
Загадка 2.*
Вот кареты; в них сидят
Двадцать молодых девчат.
В тех каретах, что несутся,
Девчата встречи ждут; дождутся:
Как до места доберутся,
Все в шеренгу соберутся.
Перестаньте же молчать,
Назовите нам девчат.
Загадка 3.*
Эти нити не простые,
Полосатые, большие.
Натыкаюсь на них сразу,
Изучая интерфазу.
Они не делятся, не рвутся.
Как тогда они зовутся?
Загадка 4.*
Мало мест, где нет его.
Вот он строит волокно,
Что приводит нас в движенье,
Вызывая восхищенье.
Шесть цепей имеет он.
Назовите, кто же он.
Загадка 5.*
Я не жирный, я не гусь, И воды я не боюсь Растворяюсь без осадка,
Часто я бываю сладким,
То я - соленый, щелочной, ...
Назовите же, какой?
Загадка 6.* Что внутри структуры рибосом Как раз подходит под кодон? Он в той, что мономер приводит Туда, где синтез происходит.
Загадка 7.*
Я живу не в грязной луже – Мне кишечник домом служит. И тепло, и сытно в нем, Шведский стол: что хошь берем. Коли что не по нутру – Просверлю в кишке дыру.
Загадка 8.* С хоботком, но не слоненок, Пищу пьет он как ребенок.
С усами он, а не мужик. Частенько он на нас сидит.
Редка щетина в тех усах;
Всегда он о шести ногах.
О нем никто не забывает.
Кто он? Как называют?
Загадка 9.*
Нравятся мне ваши дети!
Заражаю тех собой,
Кто, забывая все на свете,
Не моет рук перед едой!
Я в кишки их попадаю
И в ворсинки проникаю.
Созревая, размножаюсь.
Я очень мал! Как называюсь?
Загадка 10.*
Я худа, длинна, бедняжка!
Мне живется очень тяжко:
Я не сплю ни днем, ни ночью,
Я устала очень-очень.
У меня ведь даже нет
Перерыва на обед.
Ко мне часто подбегают,
Мои страницы раздвигают,
Их немного отгибают:
Информацию читают!
Загадка 11.*
Была я раньше клеткой;
Потом рукою меткой
В другую брошена была;
Клонировала там саму себя;
И вступила в симбиоз –
Вот такой ароморфоз!
Кто я?
Загадка 12.*
Назови нам поскорей
Взаимоотношение людей:
Один работать заставляет,
Другой работу выполняет,
Смиряясь с положением своим;
Он тем унижен и гоним,
Психологически раним, ...
Загадка 13.*
Среда для жизни важная,
Весьма разнообразная.
В ней живем на этом свете,
И портим дымом сигаретным.
Часть ее всегда под нами,
Топчем мы ее ногами.
Отвечай же поскорей,
Что за среда тебе милей?
Загадка 14.*
Кто сам себя питает,
Газ в глюкозу превращает,
Цепь пищевую начинает
И других не поедает.
Это что за автотроф
Первым быть всегда готов?
Загадка 15.*
Есть в ЦНС реакции одни.
Они с рожденья нам даны.
От холода, жары спасают,
Уйти от смерти помогают.
Нужны, чтобы еду переварить
И девушек весной любить!
Что это за реакции?
Загадка 16.*
Мы все растения опасные,
Мы все с колючками ужасными.
Воду держим в тканях долго,
За жизнь боремся упорно.
Где озарения моменты?
Кто мы? Конечно, .....
Загадка 17.*
Вперед я делаю шажок,
И плывет ко мне дружок.
Письмецо его читаю,
Его подарок забираю.
Письмецо не по нутру –
Быстро друга прогоню.
Буду следующего ждать,
Чтоб цепочку довязать.
Кто я и чего вяжу?
Сразу вам я не скажу.
Думайте быстрее сами,
Мысли выдайте словами!
Загадка 18.*
Утром спит и отдыхает,
К обеду яйца выделяет:
Они без крышки, есть шипы;
В моче резвятся от души.
Кто я такая, где живу?
Ответ скорее дать прошу!
Загадка 19.*
Не строитель он метро;
У людей живет давно.
Ходы в коже он прокладывает,
Яйца в тех ходах откладывает.
Загадка 20.*
Сорок шесть солдат
В семь рядов стоят.
Все красавцы на подбор.
Их – удвоенный набор.
И когда ее составляют,
Их строго в паре размещают.
Кто она и кто они?
Ну-ка, быстро назови!
Отгадав загадку, составьте краткий рассказ по ее содержанию, отразив в нем все упомянутые в загадки понятия и внутренние связи.
Примечание. Все загадки опубликованы в учебном пособии “Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского университета” /В.Н.Фросин. – Казань: ООО “Диалог-Компьютерс”, 2008. |