ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий биологические одыБиологические оды
Хвалебные оды веществу, биологической структуре, явлению или процессу заостряют внимание учащихся на их значении для жизни на Земле и жизнедеятельности человека, в частности. Артистизм исполнения и высокая степень эмоциональности способствуют усвоению содержательной части оды. Создавая такие оды, учащиеся в ходе учебного процесса реализуют свои творческие способности, что существенно повышает их интерес к образовательному процессу.
1. Примеры биологических од. Познакомьтесь с несколькими одами (значком * отмечены оды, написанные студентами первого курса – участниками БиоКВН).
2006-2007 учебный год.
Ода адаптации
О, адаптация – ценнейший плод эволюции!
Вокруг нас много примеров твоего великолепного проявления!
Это и огромный белый медведь с толстым слоем подкожного жира, обитающий на просторах Арктики, и маленький плюшевый коала, обитающий в бамбуковых зарослях Юго-Восточной Азии. Это летающие рыбы и прыгающие тушканчики, роющий крот и ползающие змеи, колючки кактуса и усики гороха, ……
О, адаптация! Именно в тебе проявляется огромное разнообразие флоры и фауны нашей Земли!
Сколько великих умов билось над разгадкой твоего происхождения!
“Ты – результат божественного замысла” – восклицал великий швед - творец систематики Карл Линней.
“Ты – результат активного стремления организмов приспособиться к окружающей среде, результат тренировки и упражнения органов” – постулировал гениальный француз - творец первой эволюционной теории Жан Батист Ламарк.
“Ты – результат случайных изменений, борьбы за существованиу и естественного отбора в конкретных условиях окружающей среды” – доказывал всемирно известный англичанин Чарльз Дарвин.
Идут века, а ты до сих пор хранишь тайну своего происхождения! И от этого еще более загадочна и привлекательна!
Ода кроссинговеру*
Славлю я тебя не робко,
Величайший ты процесс!
Ты продвинул очень ловко
Эволюционный наш прогресс!
Кроссинговер! Ты загадка,
А идешь ты очень гладко…
Хромосом вижу сближение,
Вот их тел переплетение….
К глубоким генетическим изменениям
В организмах всех поколений
Ты приводишь!
И разнообразие во всех нас строишь!
В дочерних клетках твое фундаментальное биологическое значение
Во время мейоза находишь свое огромное применение!
Среди особей одного и того же вида
Ты - король разнообразия! Ты самая могучая сила,
Которая является главной причиной
Возникновения изменчивости комбинативной!
О, великий и могучий! Ты порою
Не даешь гениальным умам покоя!
Ученые, изнуряя свои организмы,
Вновь и вновь пытаются разгадать
Твой уникальный молекулярный механизм!
Мы просим тебя не нарушаться,
Чтобы вредные мутации стали реже свершаться.
Мы будем восхвалять тебя снова и снова,
Владея талантом могучего слова!
Ода белку*(подражание В.Маяковскому)
О, полимер
Кислот аминных!
Ты в суе назван лишь белком!
Сердца заставляешь ты
Невинных
Биться словно молотком!
Эй, вы, рабы своих желудков,
Что пьете чай, сидя
На кушетке!
Ни строчки не знаете вы о белках,
Что ферментами приходятся клетке!
Гормонами мчатся они по крови,
Всюду смуту неся!
Регулятор белку тоже ровня –
Ведь регулятор сделан из белка!
Огнищем красным щеки пылают
Подобно красному знамени –
То белки энергию творят,
Килоджоули сжигая в пламени!
Ода мейозу*
(Васянина, 2007 г.)
Ты существуешь на свете давно,
Великий процесс деленья!
Что происходит вокруг, все равно,
Но ты запускаешь сближенье.
Ты хромосомы выстроишь в ряд,
Сделаешь их перекрест.
Потомки тебя поблагодарят
За разнообразия спрос.
Ты – смысл всей жизни, великий мейоз,
На свете тебя лучше нет!
Ты биваленты разводишь всерьез,
Новый признак выводишь в свет!
Ода ядру эукариотической клетки*
(Ардижанова Э., 2007 г.)
Ядро! Ты – жизнь!
В тебе таится все:
И внешность, интеллект и красота –
Все закодировано в генах ДНК!
Поскольку ДНК изящна и тонка,
Нуждается она в защите сильного белка.
Гистонами зовем мы этих силачей,
Они закрутят ДНК ловчее трюкачей!
О! Как прекрасна связь гистонов с ДНК!
Зовется их союз нуклеосомой –
Их множество зовем мы хромосомой.
Гистоны с ДНК творят дела!
О, хромосома! В митозе выглядишь как “Х” не зря:
Секретов много у тебя.
Ты – это гены, гены, гены, ….,
Ты экспрессируешь их в фены!
Тебя всю в виде хроматина ДНК
Увидеть можно лишь в момент деления ядра!
О! Как важны познания о ходе фаз:
Профаз и метафаз, и анафаз, и телофаз!
Закончило одно деление ядро:
И получилось два ядра – дочерние его.
Они есть копия исходного ядра;
Им генов передача – финал деления ядра!
Да, все зависит от ядра!
Здоровье, жизнь и красота!
И то, какими будут наши дети!
Отсюда вывод: нет главней ядра на свете!
2007-2008 учебный год.
Ода жгутику*
(Граница А., 1103)
“Via est vita” –
“Рожденному – жить!”
Дорога открыта:
Стоять или плыть!!
Базальное тельце,
Белок тубулин.
В пылающем сердце
Не видно седин!
Несомый на волю
Навстречу судьбе.
Фрегатом по морю,
Конем вдалеке!
Как радостный вестник,
Как света гонец,
Мчится к принцессе...
Лучистый венец!...
Что-то готовое
За дело взялось.
И вот оно – новое –
Вдаль понеслось.
Он долг свой исправно
Вынес навек..
И жгутиком славным
Жив человек!
Ода некатору* (шуточная)
(Захарова О., 1108)
Я люблю тебя, Некатор! И чего уж говорить, Но могу себя тобою Очень даже заразить.
Боль в кишке 12-перстной, Зубы сжав, готов терпеть, Лишь бы только, о Некатор, В животе тебя иметь!
Для тебя надой крови И питательных веществ Запросто могу утроить, Ешь, пока не надоест!
И с улыбкою блаженной Я личинок проглочу, Тур-маршрут организую И до легких прокачу!
И по парам пусть вопьются, Чтобы не скучать двоим Сексом пусть во мне займутся, Я мешать не буду им.
Личинок рабдитных не станем губить! …и инвазионных тоже! Калия хлорид не будем производить И все запасы уничтожим!
Пусть яиц побольше будет, Ты представь, мой паразит: Все на этом свете люди, Все с тобой, геогельминт!
Всем я здесь рекомендую: Бегать босиком по роще, Воду пить из луж, прошу я, Заразиться так всем проще!
Ода гомеостазу*
(Першакова Л., 2103)
Гомеостаз рожден в бою,
И создан он для счастья.
С тобой, хранитель-ангел мой,
Минуют нас ненастья.
Ты – постоянство, мой герой.
Ты нам здоровье сохраняешь.
Все, что нарушено средой,
Ты снова к норме возвращаешь.
Сил не щадя внутри меня,
Ты, словно добрая хозяйка,
Свой дом в порядок приводя,
Слагаешь сложную мозаику.
Заложен ты природой в нас,
Ты златом-серебром блистаешь,
Ты – драгоценность, ты – алмаз,
Ты равновесье порождаешь.
Хвала тебе, гомеостаз!
Ты – силы возвращенье.
Ты спас меня сто тысяч раз.
Ты – жизни воплощенье.
Ода генетическому коду*
(Сафандеев Виталий, 3103)
Что за тайна, что за код?!
Его вскрыть – для всех доход!
Код да Винчи – ерунда.
Код всех генов –это да!
Он и пишет, и шифрует –
Он немало нас волнует
От заката до рассвета!
Он в труде с зимы до лета!
Он триплетен, однозначен.
Весь в напряге – он удачен!
Очень важен – это знают:
С поврежденьем умирают!
Изящен он, колинеарен,
Нам эволюцией подарен.
Труд наших предков не напрасен –
Код генетический прекрасен!
Вот поэтому ему
Оду я сейчас пою!
Ода эволюции.*
(Зинатуллина Диана, Резяпов Марат, 4101, Кошпаева Е.С.)
О, эволюция! Как ты прекрасна!
Великолепный исторический процесс!
Для индивидума отдельного опасна,
Но виду в целом ты несешь прогресс!
Ты уровни организаций межевала,
Веками ты трудилась, не жалея сил;
Ты приспособленных и сильных отбирала,
Больных и слабых мор косил.
О, эволюция! Не знаешь ты покоя!
В руках твоих мы - глина и фаянс.
Ты правишь бал безжалостной рукою,
Собрав вокруг себя сил движущих альянс.
Борьба за выживание – имя первой;
Жестока, конкурентна, - словом, стерва.
Но лучшие благодаря ей выживали
И плодовитое потомство оставляли.
Изменчивость – твоя другая сила –
Изобретательна, коварна и спесива.
Играя в гены, строит комбинации;
Отбор сметет ее все махинации.
Отбор естественный – здесь разговор другой:
С мужским характером и твердою рукой.
Он властно неугодный вид тебе,
О, эволюция, пошлет в небытие.
И снова ты с азартом бросишь кости,
Вид новый приглашая в гости.
И новый фаворит шагает по планете,
И никогда не прекратятся игры эти!
И трепетно, в душе храня покой,
Мы преклонимся пред твоею красотой...
И все же, эволюция! Хотим мы быть в фаворе,
Участвуя как вид в естественном отборе!
Составьте краткие рассказы по прочитанным одам, отразив в них основное содержание од.
2. Способы и формы работы с одами.
· Самостоятельное составление од во внеаудиторное время
· Составление од в составе малой группы с последующим конкурсом на лучшую оду.
· Чтение оды на лекции или практическом занятии
· Изложение содержания оды в виде короткого типового рассказа.
· Анализ оды, ее коррекция и составление дополнения к оде.
|