ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий биологические пословицы, поговорки, крылатые фразы, слоганыКрылатые фразы, пословицы, поговорки, слоганы.
В образовательном процессе чрезвычайно важным является выявление наиболее важного в содержании учебного материала. Сконцентрировать важнейшую мысль и выразить ее образно, эмоционально можно путем превращения известных крылатых фраз, пословиц и поговорок в легко запоминающиеся фразы, отражающие суть изучаемого биологического объекта. Запомнив такую фразу, учащийся легко извлечет из своей памяти соответствующую ей учебную информацию.
Предлагаем два способа формирования таких запоминающихся фраз:
· Берется известное выражение - крылатая фраза, пословица, поговорка - и видоизменяется под подходящее конкретное биологическое явление.
· Кратко записывается основное содержание биологического явления и по ключевым словам подбирается и видоизменяется подходящее известное выражение - крылатая фраза, пословица, поговорка.
Некоторые запоминающиеся фразы всем понятны, их можно использовать самостоятельно, поскольку они содержат полную информацию о биологическом явлении. Например, следующая фраза помогает запомнить, что наиболее характерное для мейоза событие – кроссинговер (перекрест хромосом и обмен между ними гомологичными участками) – происходит в стадию пахитены профазы первого мейотического деления:
Пока пахитена не грянет, хромосомы не перекрестятся.
Другие фразы требуют пояснения и могут быть использованы только вместе с основным содержанием учебного материала. Особенно это касается нового для учащихся учебного материала.
Например,
Сделала дело – погибай смело.
Эта фраза совершенно непонятна тем, кто ничего не знает об апоптозе – запрограммированной гибели клеток. Апоптозу подвержены клетки, имеющие большие повреждения ДНК или зараженные вирусами, а также клетки, выполнившие в процессе онтогенеза свои функции.
1. Примеры крылатых фраз, пословиц, поговорок и слоганов по содержанию учебного материала (значком * помечены фразы, содержание или идея которых предложены студентами первого курса – участниками БиоКВН).
2006-07 учебный год
· В одну яйцеклетку вдвоем не входят.*
· По конфигурации встречают – по эффекту провожают.
· От перестановки генов генофонд не меняется.*
· Интерфазе – время, митозу – час.*
· Век живу – век делюсь!
· Не говори “гоп!”, митоз, пока сверочные точки не пройдешь!
· Куй ДНК, пока ori-сайт открыт!*
· Антиоксидант, интерферон – мир от мутации спасен!*
· Гомологичные хромосомы как два сапога – пара: парные, но не одинаковые!*
· Нас много в мире, мы различны;
Онтогенез у всех – свой, личный!*
· Эукариотом можешь ты не быть, хотя бы клеткой быть обязан!*
· Дареным хромосомам в гены не смотрят!*
· Что человеку болезнь, то паразиту масленица.*
· Лучше мясо переварить, чем цепнюшек подхватить!*
· Трихомонада – не воробей, но поймаешь – сам зачирикаешь!*
· В одной руке держу банан,
В другой руке – вина стакан.
Есть где-то в нас еще изъян,
Мы часто – группа обезьян!*
· Реже делишься – дольше живешь!
· Один раз отмерь – семь раз отрежь!
2007-08 учебный год
-
Любишь делиться – люби и ДНК синтезировать.*
-
Семеро экзонов одного не ждут.
-
Не говори “гоп”, пока не проникнешь через блестящую оболочку.*
-
Зигота – первая ступенька жизни.*
-
Там, где не было воды, биотопы все пусты. Ну, а там, где есть вода, ниша жизнею полна.
-
Загрязнил ты Лукоморье – заплати своим здоровьем.
-
Членик членику рознь.*
-
Хлеб – всему голова, а ТАТА-бокс – всему начало.*
-
Эозинофил аскариде не товарищ.*
-
Мала трихинелла, а человека губит.
-
О власоглаве: Его увидел; удивлен: как волос тонок и длинен.
-
Работы много, да АТФ нет.*
-
И ДНК-полимераза один раз, да ошибается.*
-
Доминантные аллели: куда не завалятся, все равно проявятся.*
-
О быстро делящихся клетках: Не хотят питаться – хотят размножаться.*
-
О ядерном геноме: Набор генов здесь не весь, часть их в цитоплазме есть.*
-
Не было забот у бабы, завелась трихомонада.*
-
Лучше бычий цепень в кишке, чем острица в прианальных складках.*
-
Мал сперматозоид, а какой процесс запускает.
-
Первичная структура хороша, а третичная лучше.
-
Под лежачий камень вода не течет, а в конденсированной хромосоме транскрипция не идет.
-
Какая хромосома, такие и дети.*
-
Что заложено в геном, не вырубишь и топором.*
-
За мутагеном пойдешь – на болезнь набредешь.*
-
Зигота – еще не организм, студент – еще не врач.*
-
О бактериях-симбионтах: Свои бактерии ближе к телу.
-
Аппетит и гельминты приходят во время еды.*
-
Токсоплазма кота видит издалека.*
-
Аскаридоз мучит – чистоте учит.*
-
Сколько микробов – столько и лекарств.*
-
Кишечная палочка, что мужчина: сытая – добрая, а голодная и холодная – злая.*
-
Не тот силен, кто лезет напролом, а тот, кто первым к ней примчится, и тихо в стенку постучится.*
-
Личинкой в рыбе я лежу, не сваришь – сразу заражу!*
-
Пива больше пьешь в сто крат, идешь к подруге – бери домкрат.
-
Мутация сделала свое дело – теперь гуляет по популяции смело.*
-
Каждый паразит своего хозяина хвалит.*
-
Прост генетический код, а как сложна живая природа.
-
Мал паразит, да живуч.*
-
За одного адаптированного двух неприспособленных дают.
-
Трихинеллу бояться – шаурму не есть.*
-
Старый паразит лучше новых двух.*
-
Мал клещ, да с ног валит.*
-
Мы с тобой комплементарны, как две нити ДНК.*
-
Мембрана не выдаст – лизосома не съест.*
-
Посеешь ген – пожнешь белок.*
-
С ДНК долой – из ядра вон.*
-
Гетерохроматин спит, а клетка функционирует.*
-
Один в поле не воин, и один ген фенотип не формирует.*
-
Лупа – дура, микроскоп – молодец.*
- На каждый смысловой кодон найдется своя тРНК.*
-
Не руби сук, на котором сидишь - Не ешь печень, в которой живешь.*
-
Лиха беда начало: есть мутации - будет и мутаторный фенотип.
-
Есть глазок - будет и репликация.
-
Лишайник - зеркало окружающей среды.*
-
Было бы ядро, а органоиды будут.
-
Кто ему цены не знает - от бездетности страдает.*
-
Один нуклеотид - нуклеотид, два нуклеотида - водородная связь, а три нуклеотида - кодон!
-
Геном - генов дом.
-
Золотая цепь мертва, а пищевая - смертельна.
-
Путь к аппарату Гольджи клетки лежит через ее ЭПС.
-
Хромосома никогда не приходит одна.
-
Нет ядра без хромосом, хромосом - бех нуклеосом.
-
Протеасоме: Раззрушай свои белки - чужие бояться будут.
-
Пока вирус спит, у тебя еще не СПИД.
-
Бойся Бога: апоптоз у порога.*
-
Не все то, что похоже на мутацию, мутацией является!
Объясните смысл каждой пословицы и поговорки.
2. Как работать с крылатыми фразами, пословицами и слоганами.
Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с образными запоминающимися фразами:
· Составление новой фразы.
· Составление краткого пояснения (объяснения) предложенной фразы.
· Преобразование предложенной фразы в стандартный текст.
3. Организационные формы работы с кластерами
· Самостоятельно при выполнении домашней работы
· Самостоятельно на практическом занятии
· В составе малой группы с последующим конкурсом на лучшую фразу, составленную по заданному
преподавателем биологическому явлению
· В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить фразу
· При выполнении контрольного задания на объяснение смысла предложенной фразы или составления стандартного текста.
Составление кратких образных фраз – аналогов крылатых фраз, пословиц, поговорок и слоганов – вызывает у учащихся большой интерес и резко повышает их активность в образовательном процессе. |