ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий рисунки без подписей и тексты с пропущенными словамиРисунки без подписей и тексты с пропущенными словами.
1. Рисунки без подписей..
Задачей учащегося является оформление подписей к рисунку. Рисунки без подписей можно использовать следующим образом:
- новые рисунки с неизвестной для учащихся учебной информацией используются перед изучением ими новой темы; для того, чтобы написать подписи к рисунку, учащиеся должны прочитать соответствующий текст или выслушать объяснения преподавателя; в этом случае немые рисунки используются для побуждения учащихся к самостоятельной или совместной с преподавателем деятельности;
- знакомые для учащихся рисунки используются во время изучения нового учебного материала для визуализации или с целью закрепления учебного материала;
- знакомые для учащихся рисунки используются после изучения нового учебного материала с целью контроля за его усвоением.
Рисунки без подписей можно использовать в качестве иллюстративного материала при проведении лекций, семинаров и лабораторных занятий. Целесообразно одни и те же рисунки использовать на всех этапах образовательного процесса. На кафедре они широко используются в рабочих тетрадях, предназначенных для абитуриентов и студентов.
2. Тексты с пропущенными словами.
Тексты с пропущенными словами создаются следующим образом:
- сначала выбирается небольшая значимая тема, по которой будет создаваться текст; обычно это химическое соединение, структура, процесс или явление;
- затем пишется краткий текст, содержащий основные учебные элементы темы, в том числе различного рода связи между отдельными учебными элементами;
- после этого существенные термины удаляются из текста и заменяются многоточиями; желательно, чтобы эти термины встречались дважды: в первый раз –в виде многоточия, во второй раз - в виде печатного слова;
- затем текст с пропущенными словами проверяется на учащихся и при необходимости корректируется.
В качестве текста могут выступать пояснения к биологическим понятиям.
Пример текста с пропущенными буквами
Наследственность: основные понятия (фрагмент).
1. ………… – участок ДНК, кодирующий первичную структуру белка (или тРНК. рРНК). Функционирование белка – продукта активности гена - обеспечивает в конечном счете формирование …………………. Каждый ……… может существовать в виде конкретных форм – аллелей этого ……... Разные ……… отвечают за разные признаки. ……….. находятся в …………………….., где каждый …………. занимает строго определенное постоянное место (локус).
2. ……………….……… – особенность, по которой один организм отличается от другого организма. Различают морфологические, функциональные, биохимические, поведенческие и иные ………………….. Различают внешние и внутренние ………………… организма. Различают моногенные и полигенные …………………………. За развитие моногенного …………………….. отвечает один ген, а за развитие полигенного ………………………. - несколько генов.
3. …………..………… – одна из возможных форм или одно из возможных состояний гена. Ген может существовать в разных формах и все эти разные формы являются разными ………………. этого гена. Аллели одного ……….. отличаются друг друга последовательностями нуклеотидов в кодирующих или регуляторных участках гена. Аллель гена – это тоже ген, это конкретная форма гена. Если обозначить ген буквой ''А'', то для обозначения разных аллелей этого гена можно использовать разные начертания этой буквы, например, А, а, а', ас . Совокупность аллелей генов диплоидного организма составляет его ……………………….. Большинство генов представлено в генотипе диплоидного организма ……….. аллелями. Явление парности аллелей является результатом парности …………………… в кариотипе организма. В генотипе организма эти два аллеля могут быть одинаковыми или разными. Аллели одного и того же гена располагаются в ………………………. участках ………………………….. хромосом. Разные аллели одного гена отвечают за формирование альтернативных друг другу признаков: один аллель обусловливает формирование одного их них, другой аллель – другого.
4. ……..……………………… признаки – взаимоисключающие признаки, разные состояния одного признака. Формирование одного из них обусловлено функционированием одного аллеля гена, а формирование другого – другого аллеля это же гена. Обычно у организма формируется какой-то один из альтернативных признаков. Совокупность альтернативных проявлений разных признаков составляют ………………………… организма.
Тексты с пропущенными словами можно использовать так же, как рисунки без подписей. Кроме этого, студентам можно дать задание самостоятельно составить текст с пропущенными словами.
3. Тексты с пропущенными словами, содержащие рисунки без подписей..
Наиболее эффективна работа с текстом с пропущенными словами, который содержит рисунки без подписей. Подобные тексты широко используются в рабочих тетрадях для абитуриентов и студентов.
|