ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Методические пособия организация учебной работы на кафедреФросин В.Н. Организация учебной работы на кафедре медицинской биологии и генетики КГМУ. 2007. 125 стр.
Учебное пособие содержит информацию об организации учебного процесса на кафедре медицинской биологии и генетики КГМУ: тематические планы, советы и рекомендации студентам, образцы экзаменационных билетов, контрольных вопросов и задач, элементы инновационных педагогических технологий. Учебное пособие предназначено для преподавателей кафедры и студентов первого курса КГМУ.
Оглавление
1. Общие сведения об обучении в КГМУ…………………………………………………5
1.1. Образовательный процесс в медицинском вузе …………………….……………...5
1.1.1. Что такое образование……………………………………………...……………5
1.1.2. Цели медицинского образования…………………………………...…………..5
1.1.3. Образовательная среда………………………………………………..……… 6
1.1.4. Модели обучения………………………………………………………...………7
1.1.5. Принципы обучения………………………………………………………...…...9
1.1.6. Методы обучения и уровни усвоения учебного материала ………………...10
1.1.7. Формы организации учебного процесса……………………………………..12
1.2. Выдержки из устава КГМУ…………………………………………………………12
1.3. Возрастные особенности студентов……………………………………………….16
2. Организация учебного процесса на кафедре……………………………………….18
2.1. Общие сведения об организации учебного процесса на кафедре……………….18
2.2. Особенности биологии как учебной дисциплины………………………………..19
2.3. Место биологии в системе подготовки врача…………………………………….20
2.4. Программа по биологии……………………………………………………………23
2.5. Модульное построение обучения………………………………………………….33
2.6. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов на кафедре.....................35
3. Организационные формы учебного процесса……………………………………..38
3.1. Лекции……………………………………………………………………………….38
3.1.1. Лекции в медицинском вузе………………………………………………….38
3.1.2. Тематические планы лекций………………………………………………….41
3.1.3. Как готовиться к лекциям…………………………………………………….43
3.1.4. Как работать на лекциях……………………………………………………...43
3.1.5. Отработка пропущенных лекций…………………………………………….44
3.2. Практические занятия……………………………………………………….…….44
3.2.1. Что такое практическое занятие ………………………………………...…..44
3.2.2. Тематические планы практических занятий……………………………...…45
3.2.3. Как готовиться к практическим занятиям ……………………………….…47
3.2.4. Как работать на практических занятиях………………………………….....47
3.2.5. Отработка пропущенных практических занятий…………………………...48
3.3. Самостоятельная работа…………………………………………………………..48
3.3.1. Виды самостоятельной работы……………………………………………...48
3.3.2. Тематические планы самостоятельной работы…………………………….49
3.3.3. Как работать самостоятельно……………………………………………….51
2.3.4. Как систематизировать и запомнить учебный материал………………….52
3.4. Контроль знаний………………………………………………………………….54
3.4.1. Контроль как образовательная технология………………………………..54
3.4.2. Инструменты контроля……………………………………………………...56
3.4.2.1. Контрольные вопросы…………………………………………...…56
3.4.2.2. Ситуационные задачи……………………………………………....57
3.4.2.3. Тесты ………………………………………………………………..58
3.4.3. Исходный контроль…………………………………………………………63
3.4.4. Текущий контроль……………………………………………………….….63
3.4.5. Рубежный контроль………………………………………………………...64
3.4.5.1. Что такое рубежный контроль………………………………….....64
3.4.5.2. Тематические планы рубежных контрольных работ…………….65
3.4.5.3. Знания и умения, проверяемые на рубежных контрольных
работах……………………………………………………………...65
3.4.5.4. Как готовиться к рубежным контрольным работам…………….80
3.4.6. Аттестация за первый семестр………………...…………………………..81
3.4.6.1. Как проходит аттестация …………………………………………81
3.4.6.2. Как подготовиться к аттестации……………………………….…82
3.4.7. Зачет по микропрепаратам паразитических животных………………… 82
3.4.7.1. Как проходит зачет по микропрепаратам…………………….….82
3.4.7.2. Как готовиться к зачету…………………………………………...83
3.4.7.3. Перечень микропрепаратов……………………………………….83
3.4.8. Экзамен………………………………………………………………...…...85
3.4.8.1. Как проходит экзамен…………………………………………..…85
3.4.8.2. Структура и образец экзаменационного билета………………....86
3.4.8.3. Экзаменационные вопросы……………………………………….90
3.4.8.4. Как готовиться к экзамену……………………………………......93
3.5. Консультации…………………………………………………………………….93
3.6. Студенческий научный кружок…………………………………………………94
4. Новое в образовательном процессе………………………………………………95
4.1. Обучение по индивидуальному плану………………………………………….95
4.2. Элементы инновационных технологий…………………………………………95
4.2.1. Что такое инновационные педагогические технологии…………………95
4.2.2. Кластеры……………………………………………………………………96
4.2.3. Синквейны………………………………………………………………….99
4.2.4. Биологические загадки…………………………………………………...102
4.2.5. Изложение биологии в стихотворной форме……………………...……108
4.2.6. Биологические оды…………………………………………………...…..109
4.2.7. Доклады на “иноземном языке”………………………………………....112
4.2.8. Обучение в парах переменного состава…………………………………115
4.2.9. Обучение в малых группах сотрудничества…………………………….116
4.2.10. Рабочие тетради………………………………………………………….117
4.2.11. Пословицы, поговорки, крылатые фразы и слоганы………………….117
4.2.12. Рисунки без подписей и тексты с пропущенными терминами ………119
4.3. Конкурсы и олимпиады………………………………………………………..121
4.4. Био – КВН………………………………………………………………………122
4.5. Учебные имитационные игры…………………………………………………122
4.6. Сайт кафедры медицинской биологии и генетики КГМУ…………………..123
Учебные и учебно-методические пособия сотрудников кафедры .……………......124
|