Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



Корзина » Раздел » Студентам КГМУ » Контроль знаний
Контроль как образовательная диагностика

Контроль как образовательная диагностика.

 

    Контроль знаний и умений студентов является обязательным  образовательного процесса. Он является диагностикой результатов обучения студентов, и позволяет судить об эффективности обучения, в том числе:

-         о достижении целей обучения,

-         о степени формирования учебных действий и усвоении знаний,

-         о понимании студентами смысла учебной деятельности.

     Образовательная диагностика выявляет и оценивает две стороны учебной деятельности:

-         внешнюю – материализованную образовательную продукцию студентов,

-         внутреннюю – личностную: самопознание и самовоспитание.

    Образовательная диагностика оценивает результаты учебной деятельности не только студентов, но и преподавателей. Осмысление и анализ результатов учебной деятельности позволяет:

-         фиксировать результаты обучения,

-         уточнять цели обучения,

-         уточнять содержание обучения,

-         избирать более адекватные педагогические технологии,

-         использовать дополнительные методы и средства обучения.

Условным обозначением оценки результатов обучения является отметка.

     Различают два типа контроля:

1.      педагогический контроль – контроль со стороны преподавателей,

2.      самоконтроль самих студентов.

     Студенты должны понимать функции педагогического контроля. Только в этом случае между учащимися и педагогом будет не отчуждение и недоверие, а сотрудничество и содействие совершенствованию учебного процесса.  

     Педагогический контроль выполняет следующие функции:

·  мотивационную функцию: поощряет образовательную деятельность студентов и стимулирует ее продолжение;

·  диагностическую функцию: выявляет уровень подготовки студентов; и установить причины успеха или  неудачи студентов;

·  обучающую функцию: выявляет, систематизирует, уточняет полученные знания, умения, навыки;

·  воспитательную функцию: формирует самосознание студента и его самооценку в учебной деятельности, необходимое отношение к предмету и профессии, ответственное отношение к занятиям, побуждает студента к развитию своих способностей, то есть к личностному и профессиональному росту.

Различают следующие виды контроля:

·  предварительный контроль – это диагностика исходного уровня знаний; он позволяет с первых дней обучения индивидуализировать образовательный процесс и отслеживать динамику результатов обучения каждого студента; на кафедре биологии он проводится, в основном, на двух факультетах: фармацевтическом и МВСО;

·  текущий контроль – это диагностика знаний студентов на каждом практическом занятии; он оценивает степень усвоения учебного материала конкретной темы, регулярность и систематичность учебной деятельности студентов; формой текущего контроля на кафедре биологии является устный опрос и письменные тестовые задания на практическом занятии;

·  рубежный (промежуточный) контроль – это диагностика знаний студентов по крупным модулям (разделам) учебного предмета; он позволяет оценить целостность и прочность усвоения учебного материала большого объема; формой рубежного контроля на кафедре является рубежная контрольная работа по конкретному модулю (разделу) учебного предмета; студенты фармацевтического факультета и факультета МВСО выполняют контрольные работы по двум модулям учебной дисциплины, а студенты остальных факультетов – по семи модулям;

·  итоговый контроль – это диагностика результатов образовательного процесса по всей учебной дисциплине; характеризует не только уровень знаний и умений студентов, но и качество работы преподавателей, организацию образовательного процесса на кафедре; формой итогового контроля на кафедре является экзамен по биологии.

     Формы реализации и методы контроля могут быть разными, и вместе они образуют четкую продуманную систему контроля, которая позволяет управлять качеством подготовки будущего специалиста, своевременно вносить поправки в образовательный процесс. 

     Успех контроля во многом зависит от правильного выбора содержания, методов и форм контроля, то есть от того:

-         что контролировать,

-         как контролировать,

-         в какой форме контролировать.

И содержание, и методы, и форма контроля  должны соответствовать целям обучения.  

    Традиционно  педагогическому контролю подлежат знания, умения и навыки, которые проверяются с помощью:

      -         устного опроса,

-         письменной работы,

-         собеседования,

-         зачета,

-         экзамена.

Инструментом контроля являются:

-         контрольные вопросы,

-         тесты разного уровня,

-         ситуационные задачи,

-         имитационные игры.

     Средствами контроля являются билеты на бумажных носителях, контролирующие компьютерные программы.

     Система педагогического контроля должна быть открытой и понятной студентам, доступной для обсуждения педагогами и студентами, для экспертной оценки и корректировки.

     Результаты оценки знаний и действий студентов должны стать объектом их собственных интересов, служить для них постоянным и надежным показателем успешности обучения и продвижения к поставленной цели – избранной профессии.

    Студенты должны знать объективные ориентиры для оценки результатов их учебной деятельности; традиционно такими ориентирами являются:

-         конкретные предметные знания, смысл  и содержание основных понятий по учебной дисциплине;

-         познавательные и практические умения и навыки;  

-         способность к нормативной самостоятельной деятельности в учебных и реальных ситуациях;

-         способность к творческой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях.

     Имея эти ориентиры, студенты путем оценивают свою учебную деятельность по результатам педагогического контроля и путем самоконтроля, после чего вносят в нее свои коррективы. 

Ориентирами для оценки личностных качеств студента, которые важны для его профессиональной деятельности и формируются у него в процессе обучения, служат:

-         способность ставить перед собой цели,

-         способность к рефлексии – анализировать результаты своей деятельности на соответствие поставленным целям,

-         способность генерировать гипотезы, идеи, обнаруживать причинно-следственные связи;

-         способность к смысловому и системному видению процессов и явлений;

-         инициативность;

-         адекватная самооценка.   

 Внедрение принципа модульного построения обучения, тестового и рейтингового контроля знаний  существенно повышает объективность, надежность и эффективность контроля.   

 

Источник (с изменениями и дополнениями)– Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б.Смирнова, Е.А.Волошина, К.В.Зорин; под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с. 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©