Корзина » Раздел » Студентам КГМУ » Контроль знаний Контроль как образовательная диагностикаКонтроль как образовательная диагностика.
Контроль знаний и умений студентов является обязательным образовательного процесса. Он является диагностикой результатов обучения студентов, и позволяет судить об эффективности обучения, в том числе:
- о достижении целей обучения,
- о степени формирования учебных действий и усвоении знаний,
- о понимании студентами смысла учебной деятельности.
Образовательная диагностика выявляет и оценивает две стороны учебной деятельности:
- внешнюю – материализованную образовательную продукцию студентов,
- внутреннюю – личностную: самопознание и самовоспитание.
Образовательная диагностика оценивает результаты учебной деятельности не только студентов, но и преподавателей. Осмысление и анализ результатов учебной деятельности позволяет:
- фиксировать результаты обучения,
- уточнять цели обучения,
- уточнять содержание обучения,
- избирать более адекватные педагогические технологии,
- использовать дополнительные методы и средства обучения.
Условным обозначением оценки результатов обучения является отметка.
Различают два типа контроля:
1. педагогический контроль – контроль со стороны преподавателей,
2. самоконтроль самих студентов.
Студенты должны понимать функции педагогического контроля. Только в этом случае между учащимися и педагогом будет не отчуждение и недоверие, а сотрудничество и содействие совершенствованию учебного процесса.
Педагогический контроль выполняет следующие функции:
· мотивационную функцию: поощряет образовательную деятельность студентов и стимулирует ее продолжение;
· диагностическую функцию: выявляет уровень подготовки студентов; и установить причины успеха или неудачи студентов;
· обучающую функцию: выявляет, систематизирует, уточняет полученные знания, умения, навыки;
· воспитательную функцию: формирует самосознание студента и его самооценку в учебной деятельности, необходимое отношение к предмету и профессии, ответственное отношение к занятиям, побуждает студента к развитию своих способностей, то есть к личностному и профессиональному росту.
Различают следующие виды контроля:
· предварительный контроль – это диагностика исходного уровня знаний; он позволяет с первых дней обучения индивидуализировать образовательный процесс и отслеживать динамику результатов обучения каждого студента; на кафедре биологии он проводится, в основном, на двух факультетах: фармацевтическом и МВСО;
· текущий контроль – это диагностика знаний студентов на каждом практическом занятии; он оценивает степень усвоения учебного материала конкретной темы, регулярность и систематичность учебной деятельности студентов; формой текущего контроля на кафедре биологии является устный опрос и письменные тестовые задания на практическом занятии;
· рубежный (промежуточный) контроль – это диагностика знаний студентов по крупным модулям (разделам) учебного предмета; он позволяет оценить целостность и прочность усвоения учебного материала большого объема; формой рубежного контроля на кафедре является рубежная контрольная работа по конкретному модулю (разделу) учебного предмета; студенты фармацевтического факультета и факультета МВСО выполняют контрольные работы по двум модулям учебной дисциплины, а студенты остальных факультетов – по семи модулям;
· итоговый контроль – это диагностика результатов образовательного процесса по всей учебной дисциплине; характеризует не только уровень знаний и умений студентов, но и качество работы преподавателей, организацию образовательного процесса на кафедре; формой итогового контроля на кафедре является экзамен по биологии.
Формы реализации и методы контроля могут быть разными, и вместе они образуют четкую продуманную систему контроля, которая позволяет управлять качеством подготовки будущего специалиста, своевременно вносить поправки в образовательный процесс.
Успех контроля во многом зависит от правильного выбора содержания, методов и форм контроля, то есть от того:
- что контролировать,
- как контролировать,
- в какой форме контролировать.
И содержание, и методы, и форма контроля должны соответствовать целям обучения.
Традиционно педагогическому контролю подлежат знания, умения и навыки, которые проверяются с помощью:
- устного опроса,
- письменной работы,
- собеседования,
- зачета,
- экзамена.
Инструментом контроля являются:
- контрольные вопросы,
- тесты разного уровня,
- ситуационные задачи,
- имитационные игры.
Средствами контроля являются билеты на бумажных носителях, контролирующие компьютерные программы.
Система педагогического контроля должна быть открытой и понятной студентам, доступной для обсуждения педагогами и студентами, для экспертной оценки и корректировки.
Результаты оценки знаний и действий студентов должны стать объектом их собственных интересов, служить для них постоянным и надежным показателем успешности обучения и продвижения к поставленной цели – избранной профессии.
Студенты должны знать объективные ориентиры для оценки результатов их учебной деятельности; традиционно такими ориентирами являются:
- конкретные предметные знания, смысл и содержание основных понятий по учебной дисциплине;
- познавательные и практические умения и навыки;
- способность к нормативной самостоятельной деятельности в учебных и реальных ситуациях;
- способность к творческой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях.
Имея эти ориентиры, студенты путем оценивают свою учебную деятельность по результатам педагогического контроля и путем самоконтроля, после чего вносят в нее свои коррективы.
Ориентирами для оценки личностных качеств студента, которые важны для его профессиональной деятельности и формируются у него в процессе обучения, служат:
- способность ставить перед собой цели,
- способность к рефлексии – анализировать результаты своей деятельности на соответствие поставленным целям,
- способность генерировать гипотезы, идеи, обнаруживать причинно-следственные связи;
- способность к смысловому и системному видению процессов и явлений;
- инициативность;
- адекватная самооценка.
Внедрение принципа модульного построения обучения, тестового и рейтингового контроля знаний существенно повышает объективность, надежность и эффективность контроля.
Источник (с изменениями и дополнениями)– Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б.Смирнова, Е.А.Волошина, К.В.Зорин; под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с.
|