Корзина » Раздел » Студентам КГМУ » Элементы инновационных технологий Биологические пословицы, поговорки, крылатые фразы, слоганыКрылатые фразы, пословицы, поговорки, слоганы.
В образовательном процессе чрезвычайно важным является выявление наиболее важного в содержании учебного материала. Сконцентрировать важнейшую мысль и выразить ее образно, эмоционально можно путем превращения известных крылатых фраз, пословиц и поговорок в легко запоминающиеся фразы, отражающие суть изучаемого биологического объекта. Запомнив такую фразу, учащийся легко извлечет из своей памяти соответствующую ей учебную информацию.
Предлагаем два способа формирования таких запоминающихся фраз:
· Берется известное выражение - крылатая фраза, пословица, поговорка - и видоизменяется под подходящее конкретное биологическое явление.
· Кратко записывается основное содержание биологического явления и по ключевым словам подбирается и видоизменяется подходящее известное выражение - крылатая фраза, пословица, поговорка.
Некоторые запоминающиеся фразы всем понятны, их можно использовать самостоятельно, поскольку они содержат полную информацию о биологическом явлении. Например, следующая фраза помогает запомнить, что наиболее характерное для мейоза событие – кроссинговер (перекрест хромосом и обмен между ними гомологичными участками) – происходит в стадию пахитены профазы первого мейотического деления:
Пока пахитена не грянет, хромосомы не перекрестятся.
Другие фразы требуют пояснения и могут быть использованы только вместе с основным содержанием учебного материала. Особенно это касается нового для учащихся учебного материала.
Например,
Сделала дело – погибай смело.
Эта фраза совершенно непонятна тем, кто ничего не знает об апоптозе – запрограммированной гибели клеток. Апоптозу подвержены клетки, имеющие большие повреждения ДНК или зараженные вирусами, а также клетки, выполнившие в процессе онтогенеза свои функции.
1. Примеры крылатых фраз, пословиц, поговорок и слоганов по содержанию учебного материала (значком * помечены фразы, содержание или идея которых предложены студентами первого курса – участниками БиоКВН).
· В одну яйцеклетку вдвоем не входят.*
· По конфигурации встречают – по эффекту провожают.
· От перестановки генов генофонд не меняется.*
· Интерфазе – время, митозу – час.*
· Век живу – век делюсь!
· Не говори “гоп!”, митоз, пока сверочные точки не пройдешь!
· Куй ДНК, пока ori-сайт открыт!*
· Антиоксидант, интерферон – мир от мутации спасен!*
· Гомологичные хромосомы как два сапога – пара: парные, но не одинаковые!*
· Нас много в мире, мы различны;
Онтогенез у всех – свой, личный!*
· Эукариотом можешь ты не быть, хотя бы клеткой быть обязан!*
· Дареным хромосомам в гены не смотрят!*
· Что человеку болезнь, то паразиту масленица.*
· Лучше мясо переварить, чем цепнюшек подхватить!*
· Трихомонада – не воробей, но поймаешь – сам зачирикаешь!*
· В одной руке держу банан,
В другой руке – вина стакан.
Есть где-то в нас еще изъян,
Мы часто – группа обезьян!*
· Реже делишься – дольше живешь!
· Один раз отмерь – семь раз отрежь!
2. Как работать с крылатыми фразами, пословицами и слоганами.
Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с образными запоминающимися фразами:
· Составление новой фразы.
· Составление краткого пояснения (объяснения) предложенной фразы.
· Преобразование предложенной фразы в стандартный текст.
3. Организационные формы работы с кластерами
· Самостоятельно при выполнении домашней работы
· Самостоятельно на практическом занятии
· В составе малой группы с последующим конкурсом на лучшую фразу, составленную по заданному
преподавателем биологическому явлению
· В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить фразу
· При выполнении контрольного задания на объяснение смысла предложенной фразы или составления стандартного текста.
Составление кратких образных фраз – аналогов крылатых фраз, пословиц, поговорок и слоганов – вызывает у учащихся большой интерес и резко повышает их активность в образовательном процессе. |