Корзина » Раздел » Студентам КГМУ » Дидактический материал » Задачи и упражнения по основам молекулярной биологии и медицины Предисловие
Предисловие
В последние десятилетия молекулярная биология и генетика достигли ошеломляющих успехов в познании механизмов жизнедеятельности организмов: от вирусов и бактерий до растений и человека. Теоретические знания находят широкое применение в биотехнологии для конструирования организмов с заранее заданными свойствами, для разработки методов диагностики и лечения наследственных заболеваний. В настоящее время формирование высококлассного специалиста медицинского и фармацевтического профиля немыслимо без знания современных методов, возможностей и перспектив развития молекулярной медицины.
В основе знаний молекулярной биологии и медицины лежат базовые теоретические представления о строении, свойствах и функциях белков и нуклеиновых кислот, сущности генетического кода, механизмах трансляции и транскрипции. Все это в самом общем виде изучается по программе средних учебных заведений, и предполагается, что студенты первого курса вузов имеют прочные знания молекулярных основ наследственности и изменчивости организмов. К сожалению, такие важные разделы учебной программы как ''Строение белков и нуклеиновых кислот. Синтез белка. Редупликация ДНК'' традиционно остаются для школьников наиболее сложными для понимания и запоминания. Отчасти это объясняется сложностью самих изучаемых химических соединений и биохимических процессов. Другой причиной слабых знаний учащихся можно считать излишне упрощенное изложение учебного материала, затрудняющее формирование четких представлений об изучаемых явлениях. Такое упрощение неизбежно и оправдано, и обусловлено оно, с одной стороны, требованием учебной программы, а с другой стороны, неполнотой наших знаний об изучаемых явлениях на момент разработки школьных учебников. Кроме того, в арсенале педагогов практически отсутствуют сборники задач и упражнений, позволяющие учащемуся разобраться в сложнейших понятиях и процессах, закрепить изученный теоретический материал. Поэтому объективным результатом является низкий уровень базовых знаний учащихся молекулярных основ жизнедеятельности организма, что существенно затрудняет формирование у студентов современных представлений о материальной природе наследственности, механизмах индивидуального развития, возникновения наследственных заболеваний и перспективных методах их диагностики и лечения.
Учитывая вышесказанное, перед педагогическим коллективом кафедр, первыми встречающими студентов своего вуза, стоит большая и непростая задача: организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты в кратчайший срок смогли реализовать свои потенциальные возможности и желание повысить свои знания до уровня, достаточного для успешного овладения специальными биологическими, медицинскими и фармацевтическими дисциплинами, для того, чтобы видеть перспективы развития своей специальности.
Одним из действенных инструментов и средств решения этой задачи является разработка и использование задач и упражнений по основам молекулярной биологии и медицины. Предлагаемое учебное пособие включает в себя более сотни упражнений и задач разной степени сложности, распределенных по основным темам и расположенным в порядке возрастания сложности. Одной из особенностей является использование такого набора задач и упражнений, которые многократно и с разных сторон проверяют понимание студентом одного и того же явления или процесса. Такая проработка учебного элемента должна, по нашему мнению, помочь студенту быстро и самостоятельно сформировать о нем правильное и полное представление. Кроме того, при составлении учебных задач основной упор делался на реальные примеры использования средств генетической инженерии и биотехнологии, что должно повысить интерес учащихся при решении учебных задач и продемонстрировать результаты применения теоретических знаний для решения конкретных практических задач. Некоторые задачи содержит типовые вопросы по проверке базовых знаний, но в их условие включена новая для учащихся информация; решая такие задачи, студент не только проверяет и закрепляет свои знания, но и расширяет свой кругозор, повышает свой образовательный уровень, приобретает знания, которые в последующем станут для него базовыми. Ряд задач развивает логическое мышление и пространственное воображение, немаловажные для становления будущего специалиста. Таким образом, предлагаемые задачи содержат не только контролирующий, но и обучающий и развивающий компоненты, что существенно расширяет диапазон их использования.
Кроме того, решенные студентом задачи окажут студенту существенную помощь при изучении специальных дисциплин: биохимии, фармакологии, медицинской генетики, молекулярной биологии и генетики, генетической инженерии и биотехнологии.
Автор выражает искреннюю признательность своим коллегам за конструктивную и доброжелательную критику, ценные рекомендации и замечания по содержанию учебных задач и учебного пособия в целом. Автор заранее благодарен тем студентам, которым первым предстоит решать учебные задачи, за проявленный к ним интерес, за замеченные опечатки, ошибки и нечеткость изложения, за предложения по совершенствованию учебного пособия. |