Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



Вуз
образовательный процесс в медицинском вузе

Образовательный процесс в медицинском вузе

 

  1. Что такое образование

 Термин “образование” имеет несколько значений:

·    бразование как достояние личности;

·   образование как процесс обретения личностью своего достояния;

·   образование как система, как социальный инструмент, существующий для того, чтобы помочь всем гражданам обрести такое достояние.

Образование – это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве культуры. На пути самоопределения происходит социализация человека, культивирование в нем человеческого. Результатом этого процесса является формирующийся образ личности, человека, который образует сам себя при взаимодействии с культурой сообщества, членом которого он является. По своей сути в этом процессе заключается смысл человеческого бытия. Взаимодействие формирующейся личности с культурой сообщества протекает при чтении книг и общении с людьми, при просмотре фильмов и спектаклей, в путешествиях и экскурсиях, при познании окружающего мира. Такое взаимодействие становится по-настоящему образовательным тогда, когда оно субъективно значимо для самой личности. Поэтому огромное значение в процессе образования имеет мотивация человека к получению образования.

Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие человека. По отношению к студенту образование – это одновременно и процесс и результат обучения, воспитания и развития его.

Обучение – это процесс присвоения человеком норм и способов действий, социально значимого опыта, который осуществляется посредством самостоятельной деятельности обучаемого, организованной преподавателем.

Воспитание – это воздействие на потребности и ценности человека, процесс осмысления внешних целей и превращение их во внутренние.

Развитие – это процесс становления следующих фундаментальных способностей  человека: мыслительных (умение думать), рефлексивных (умение действовать осознанно) и коммуникативных (умение общаться).

Обучение происходит в ходе педагогического процесса. Педагогический процесс является специально организованным целенаправленным процессом передачи последующим поколениям социального опыта, который обеспечивает становление фундаментальных способностей человека.

 

2. Цели медицинского образования

 

В содержании медицинского образования выделяют по отношению к формирующейся личности две стороны:

·   внешняя сторона – это образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия и средства обучения, в том числе препараты, пациент и внутренняя картина болезни;

·   внутренняя сторона – это личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента: знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности.

 Студентам, чтобы осознанно и эффективно участвовать в образовательном процессе, необходимо располагать знаниями о наиболее важных компонентах и закономерностях этого процесса, в том числе о

·   наиболее распространенных моделях образовательного процесса;

·   основных принципах обучения;

·   условиях и образовательной среде;

·   целях и способах обучения;

·   методах и организационных формах обучения;  

·   приемах педагогического контроля и самоконтроля.  

Собственный образовательный опыт послужит для них основой для перехода к освоению своей профессиональной деятельности и для дальнейшего непрерывного медицинского образования.

Образовательный процесс в медицинском вузе направлен на достижение конечных целей обучения. Эти цели сформулированы в квалификационной характеристике специалиста,  выражены в знаниях и умениях, которыми должен владеть специалист, и являются требованиями общества к данному специалисту.

Движение к конечным целям осуществляется через достижение промежуточных целей, которые определяются вкладом каждой учебной дисциплины в конечный результат. Порядок изучения дисциплин соответствует логике развития клинического мышления: от физико-химических и медико-биологических дисциплин, дающих фундаментальные знания, к специальным медицинским дисциплинам, формирующих способность решать профессиональные   клинические задачи.

Цели высшего медицинского образования связаны с формированием личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказать помощь, человека милосердного и сострадающего. Эти цели отражают две главные составляющие врачебной деятельности:

·   первая из них - ценностно-смысловая - связана с развитием у студента гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установок;

·   вторая заключается в технологическом овладении основами профессиональной культуры и деятельности.

Уровень профессионального и личностного развития врача определяется тем, насколько развиты и гармонизированы эти две компонента врачебной деятельности.

Чем понятнее студенту общая стратегия медицинского образования, конечные и промежуточные цели, тем осмысленнее, а следовательно, эффективнее будет идти педагогический процесс в вузе и на каждой кафедре.

Основополагающими компонентами педагогического процесса являются:

·   цели – для чего учиться (учить);

·   содержание – чему учиться (учить);

·   методы и средства – как учиться (учить).

Отбор содержание и выбор методов и средств обучения обусловлен целями обучения.

Цели должны удовлетворять следующим требования:

- быть напряженными, ориентированными на максимум возможности учащзегося;

- выполнимыми;

- ясно осознаваемыми;

- пластичными, меняющимися в зависимости от условий и возможностей их достижения;

- конкретными, учитывающими возможность образовательного учреждения;

- контролируемыми.

 

3. Образовательная среда

 

Обучение происходит в определенной образовательной среде. Образовательная среда – это совокупность условий и влияний, окружающих человека. Такое общее определение этого понятия позволяет учитывать всю многоликость и многообразие влияний, обстоятельств, сознательного и бессознательного, целенаправленного и стихийного в становлении личности.

Для характеристики образовательной среды учебного заведения и его подразделений используют  следующие параметры:

·   физическое окружение;

·   человеческий фактор;

·   программы обучения.

Взяв за основу такие характеристики учащихся как степень свободы (зависимости) и активности (пассивности) учащихся, различают следующие типы образовательных сред:

·   догматическая среда, способствующая развитию пассивности и зависимости студентов;

·   карьерная среда, содействующая формированию у студентов активности, но сохраняющая определенную зависимость их;

·   среда безмятежного потребления, благоприятствующая свободному становлению личности и возникновению некоторой пассивности;

·   творческая среда, предполагающая свободное активное развитие студентов.

От образовательной среды во многом зависит направленность и уровень образования человека; она оказывает соответствующее влияние на формирование тех или иных черт и качеств личности. Ученые признают, что в наши дни факторы догматической и карьерной среды являются психотравмирующими для учащихся. При этом основным фактором, влияющим на здоровье молодежи, являются трудности эмоционального характера. Наиболее благоприятной для образования является творческая образовательная среда, создаваемая педагогическим коллективом.

 

  1. Модели обучения.

    Модель обучения – это образовательная система, характеризующаяся определенными целями, содержанием, методами и средствами обучения.

Различают следующие основные типы моделей обучения:

·   информационные модели;

·   операционные модели;

·   модели, основанные на личностно ориентированном подходе.

Для информационных моделей характерно следующее:

1.      реализуется представление о том, что основной целью обучения является овладение знаниями, умениями и навыками в их предметном содержании;

2.      под усвоением содержания учебных программ понимают запоминание (заучивание) определенного объема информации;

3.      общим результатом учения считается получение знаний – “багаж знаний”;

4.      основным критерием оценки деятельности студента и преподавателя является объем полученных знаний;

5.      предполагается, что формирование умения применять полученные знания происходит по мере осуществления реальных действий в реальной жизни;

6.      на практических занятиях из-за нехватки времени удается лишь фрагментарно, с помощью отдельных примеров показать принципиальную возможность использования теоретических знаний;

7.      основной проблемой для учащегося является “потеря информации” по ходу обучения; различают следующие причины такой потери:

- не все и не всегда бывает понятно студентам при сообщении им знаний преподавателем;

-  трудно запомнить даже понятную информацию;

- естественное забывание;

- наличие избыточной, лишней теоретической информации, неприменимой на практике;

8.      предполагается, что получаемые знания будут служить ориентирами в будущей деятельности специалиста;

9.      обучение действиям подменено обучениям знаниям; процесс приобретения знаний отделен от процесса их применения;

10.  умение действовать формируется после получения знаний, чаще всего за рамками самого процесса обучения;

11.  нормативные требования к обязательному минимуму знаний и умений не учитывают индивидуальный опыт студента, его личностные особенности, глубину освоения предметного содержания; часто это приводит к отчуждению студента от процесса обучения, снижает его эффективность, останавливает его на пути познания.    

В операционных моделях обучения обучаемому даются зримые (наглядные)  ориентиры, опираясь на которые, человек без получения каких-либо предварительных знаний, может безошибочно действовать в практическом плане. Такие ориентиры были названы схемами ориентировочной основы действия (ООД). Термин “схема” имеет условный и обобщенный характер. В каждом конкретном случае содержание понятия “схема ООД” может быть реализовано в тех или иных методических (оринтирующих) средствах. В этих схемах содержатся все сведения о порядке и последовательности заданных действий и операций. Они призваны полностью ориентировать студента в осваиваемой деятельности. Для операционных систем характерно следующее:

1. реализуется деятельностный подход к приобретению знаний;

2. действие рассматривается как единство взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: ориентировочной, исполнительной и контрольно-оценочной;

3. четкое понимание того, что и как делать, позволяет верно оценить результат каждого действия, прогнозировать дальнейшие действия и продолжать деятельность при успешном выполнении предыдущего этапа;

4. формирование умений и навыков идет поэтапно;

5. схема ООД может быть представлена в виде схемы, таблицы, графа, учебной карты, инструкции, ряда последовательных вопросов, вспомогательных предметов – моделей, устройств, указывающих правильные ориентиры действий (двигательных, перцептивных, мыслительных, речевых);

6. навыки и умения, как двигательные, так и мыслительные, речевые, перцептивные (зрительные, слуховые и т.п.), формируются гораздо  быстрее и эффективнее, так как отсутствует угроза ошибиться, нет боязни сделать что-то неправильно, не тратится время на исправление ошибок;

7. будучи составлена один раз, схема ООД может применяться любыми пользователями (преподавателями и студентами), быть эффективной не только для обучения, но и для самообучения;

8.  умение действовать формируется не после, а в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

9. ориентируются на среднего обучаемого;

10. не учитывается субъективный опыт студента, который значим для него, но не всегда существенен с позиций логики познания, что иногда снижает познавательную активность и самостоятельность особенно сильных студентов;

11. позволяют четко формулировать требования, предъявляемые к специалисту -медику на языке профессиональной деятельности, что облегчает подготовку студентов к решению задач и выполнению обязанностей врача;

12. позволяют разрабатывать соответствующие педагогические технологии, содержащие алгоритмы деятельности педагога и обучаемого.

Основная цель личностно ориентированного похода в образовании – способствовать личностному росту студента при сохранении всей значимости подготовки к профессиональной деятельности. Для личностно ориентированного подхода характерно следующее:

1.      основной ценностью является личность и достоинство каждого студента, побуждение его к творчеству, ориентированность на индивидуальность процессов самопознания и самовыражения, на нравственные аспекты образования;

2.      педагогической стратегией является стратегия сотрудничества, помощи, основанной на понимании трудностей вхождения студентов в новые и неизвестные знания и дела, на поддержку их собственных устремлений и инициатив;

3.      важнейшим условием успешного обучения являются осмысленность и понимание значимости для учащихся содержания и способов деятельности; “пусковым механизмом” профессионального становления личности признается процесс смыслообразования, основанный на способности студента к целеполаганию и рефлексии, объединяющей ценности и средства профессиональной деятельности;

4.      главным источником ресурсов педагогического процесса  выступает деятельность самих учащихся, то есть активность студентов;

5.      педагог создает соответствующую образовательную среду и психолого-педагогические условия для саморазвития, для осмысленного освоения основ профессиональной деятельности и развития профессионального сознания будущих врачей;

6.      критериями эффективности обучения являются показатели личностного роста студентов, которые проявляются в осознанном, зрелом отношении к обучению не как к формальной подготовке к будущей “настоящей” жизни, а как к проживанию в реальной жизненной ситуации;

7.      формальные приемы оценки (например, тесты) являются лишь инструментом  выявления степени освоения необходимой информации, знаний; упор делается на решении реальных врачебных или моделируемых ситуаций, максимально приближенных к профессиональной жизни (решение конкретизированных клинических и психологических задач);    

8.      стиль общения и взаимодействия между преподавателем и обучаемым базируется на принципах партнерства, равноправия, искренности, открытости общения, возможности взаимооценок, взаимопонимании и сопереживания, сотворчества и сотрудничества.

В системе высшего медицинского образования используются различные варианты моделей обучения и их сочетания. Выбор конкретной модели обучения зависит от многих факторов: возраста учащихся, профессионального мастерства педагогов, специфики учебной дисциплины, обеспеченности средствами обучения и т.п. Оптимальным является гармоническое использование на каждом этапе обучения элементов всех основных моделей обучения с учетом конкретных условий. На доклиническом этапе, то есть на младших курсах, может преобладать использование информационных моделей, при изучении общеклинических дисциплин – операционно-деятельностностных моделей, а при изучении профильных медицинских дисциплин – личностно ориентированные модели. 

 

  1. Принципы обучения

     При организации педагогического процесса в медицинском вузе руководствуются определенными принципами, выдержавшими проверку и временем, и опытом.

Принцип диалогизации заключается в стремлении поэтапного создании ситуации равноправного сотрудничества между педагогом и студентом. В образовательном процессе высшей школы должно происходить преобразование руководящей позиции преподавателя и подчиненной позиции студента в позицию равноправных участников.  Важнейшая роль преподавателя заключается в актуализации и стимуляции стремлений студентов к общему и профессиональному развитию, в создании условий  для их самосовершенствования. Только в таком диалоге складываются условия для личностного роста и творческого саморазвития как студента, так и педагога. Этот принцип отражает идею неограниченных возможностей человека на пути к совершенствованию в ходе общения с другими людьми.

Принцип проблематизации заключается в подходе к обучению как процессу решения проблем, творческих задач, в ходе которых студент открывает для себя что-то новое: объекты, знания, проблемы, методы постановки диагноза и лечения. В медицинском вузе содержание обучения чаще всего представлено как поиск путей и способов решения проблем, а процесс обучения – как концентрирование проблем и приобретение навыков их решения. Чем шире и успешнее используется этот принцип на доклиническом этапе, тем более четко и эффективно он реализуется на клинических кафедрах, когда все содержание и методы обучения направлены на поиск путей и способов решения медицинских проблем.

Принцип персонализации заключается в том, что педагог и учащийся рассматриваются не как ролевые участники образовательного процесса, то есть участники с четко прописанными ролями, а как личности. Благодаря этому выявляются их дополнительные функции, ресурсы и возможности: становится востребованным личный опыт, учитываются их стремления, действия и поступки, которые приобретают индивидуальный, а не только нормативный характер.

Принцип индивидуализации заключается в ориентированности обучения не только на так называемого “среднего” студента, но и на “сильного” и “слабого”, в учете всех их задатков и возможностей. Реализация этого принципа достигается в результате педагогических наблюдений, психодиагностики, знания способностей и склонностей студентов, а также установкой на их развитие.  

Принцип практической направленности обучения заключается в стремлении формировать конкретные практические умения и навыки.

Принцип поэтапного формирования навыков и умений предполагает изучение нового материала в соответствии с психологическими особенностями процесса  приобретения новых знаний.

Принцип модульного обучения заключается в изучении учебного материала относительно независимыми блоками (модулями). Каждый модуль предусматривает достижение заранее планируемого результата обучения.

Принцип опережающего обучения заключается в том, что с отдельными учебными элементами будущей темы учащийся знакомится на более ранних этапах обучения.

Принцип деонтологической направленности подготовки специалистов заключается  в том, что в ходе обучения будущих врачей реализуются нравственные  принципы и решаются проблемы межличностных отношений: между врачом и больным и его родственниками.

 

  1. Методы обучения и уровни усвоения учебного материала.

     Метод обучения в медицинском вузе – это способ совместной деятельности педагога и студента, направленный на реализацию целей и ценностей, предопределяющих становление личности будущего врача и овладение им основами профессиональной деятельности.

Психологической основой обучения является активная познавательная деятельность учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, умения и навыки.

Используемые методы обусловливают соответствующий им уровень активности учащегося. В зависимости от образа действия учащихся выделяют следующие уровни их познавательной активности:

·   воспроизводящий уровень, характеризующийся стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу;

·   интерпретирующий уровень, предполагающий желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях;

·   творческий уровень, предусматривающий готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблемы.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности, на который направлено педагогическое воздействие преподавателя. Учащийся должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.   

К пассивному обучению относят:

·   лекцию-монолог;

·   наблюдение;

·   рассказ;

·   объяснение;

·   беседу;

·   демонстрацию;

·   работу с учебником.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.  

К активному обучению в медицинском вузе относят:

·   лабораторные практикумы (изучение материальных объектов, препаратов, муляжей, приборов, макетов, муляжей, выполнении лабораторных работ);

·   решение клинических задач, выполнение мануальных действий на моделях или пациентах (пальпация, перкуссия, аускультация, остановка кровотечения, искусственное дыхание и т.п.);

·   учебные ролевые, имитационные, операционные и деловые игры;

·   мозговой штурм

·   учебно-исследовательская работа студентов;

·   научно-исследовательская работа студентов

·   интерактивное обучение.

Уровень познавательной активности учащегося обусловливает достигаемый им уровень знаний. В зависимости от достигнутого результата различают следующие уровни усвоения знаний:

- уровень узнавания;

- уровень воспроизведения;

- уровень умения;

- уровень навыка;

- уровень творчества. 

 

  1. Формы организации учебного процесса в медицинском вузе

     Основными формами организации учебного процесса являются:

·   вузовская лекция;

·   практические занятия;

·   семинары;

·   лабораторные работы и практикумы;

·   внеаудиторная самостоятельная работа студентов;

·   аудиторная самостоятельная работа студентов;

·   контрольные работы;

·   производственная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©