Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий
кластеры

Технология “Кластери” и ее модификации.

 

1.           Технология “Кластери”.

 

     “Кластери” – технология, зародившаяся в США. Американские педагоги считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего по ходу приобретения новых сведений  совершенствовать эту модель.

     Название технологии происходит от английского слова “clustery” – растущий пучками, кистями или гроздьями.

     Разберем технологию “кластери” на конкретном примере.

     Представим, что учащийся должен изучить какую-то учебную дисциплину или раздел этой дисциплины. Пусть, например, это будет раздел “Биология клетки”. 

1.1. Первый этап.

·  Перед изучением этого раздела учащийся посередине верхней строчки на чистом листе бумаги пишет название изучаемого раздела.

·  Затем на второй строчке учащийся записывает слова, которые приходят ему на ум  в связи с названием этого раздела.

·  На следующей строке (или строках) он записывает слова, ассоциированные со словами второй строки, и т.д. Вся эта работа выполняется в ограниченное время, например, в течение 10 минут.

·  Затем учащемуся дают несколько книг по изучаемого разделу и предлагают внимательно изучить их оглавления и предметные указатели.

     Итогом этой работы должно стать  подчеркивание среди написанных учащимся слов тех, которые он встретил в книгах.

1.2.Второй этап.

·  Затем преподаватель читает вводную часть лекции, после чего переходит к изучению конкретных тем изучаемого раздела. Предположим, первой из них является тема “Химический состав клетки”.

·  Учащийся снова на чистом листе бумаги на первой строке пишет название темы, а на второй строке - те слова, которые  приходят ему на ум в связи с названием темы. Затем на следующей строке он пишет слова, ассоциированные с написанными словами второй строки и т.д.

·  Затем преподаватель читает часть лекции по данной теме.

·  После этого учащийся подчеркивает те из написанных слов, которые прозвучали в прочитанном фрагменте лекции, и дописывает недостающие слова другим цветом. В законченном виде на листе бумаге представлен кластер из терминов.

·  Затем преподаватель читает следующую часть лекции и все повторяется.

1.3.Следующие этапы.

·  Затем аналогичным образом изучаются другие темы данного раздела, например,  “Структурные компоненты клетки”, “Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану” и т.д.

1.4. Общий итог работы. 

     К концу изучения раздела  “Биология клетки” у учащегося накопится целая папка листов с кластерами по конкретным темам. Эти листы с кластерами будут для учащегося прекрасным пособием, напоминающим ему, как расходились его представления об учебной дисциплине с ее истинным содержанием. Совокупность кластеров будет представлять собой терминологическую модель содержания дисциплины, увязанную с бытовыми, непрофессиональными и ранее существующими знаниями.

     Данная технология может быть использована не только на лекции, но и в ходе самостоятельного изучения учащимся учебного  материала того или иного раздела.

 

2.      Кластеры.

 

2.1.Составление кластеров.

Модификацией технологии “кластери” является составление разветвленных кластеров. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.

        Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.

 

2.2. Как работать с кластерами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с кластерами:

·  Составление нового кластера.

·  Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в состав кластера.

·  Коррекция и совершенствование готового кластера.

·  Анализ и завершение неполного кластера:

-         без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

-         без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

 

2.3. Организационные формы работы с кластерами

·  Самостоятельно при выполнении домашней работы

·  Самостоятельно на практическом занятии

·  В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

·  В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

·  При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Использование технологий с составлением кластеров открывает широкие возможности для активизации работы учащихся во внеаудиторное время, на лекции и практическом занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©