Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий
биологические загадки

Биологические загадки.

 

1. Что такое загадки?

Загадка – это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка была средством испытания мудрости, теперь она - народная забава.

Загадки бывают:

  • Логические
  • С подвохом
  • Шуточные
  • Детские
  • Только для взрослых
  • С юмором  (в том числе с черным)
  • Учебные

   Загадки являются привлекательной формой активизации обучения. Их привлекательность обусловлена присутствием проблемы, которую учащийся должен решить, тайны, которую он должен раскрыть. Загадка представляет собой мудреный вопрос. Основное назначение загадки заключается в том, что она развивает в человеке наблюдательность, сообразительность и находчивость.

 

2. Составление учебных биологических загадок.

В типичных загадках характерные особенности угадываемого объекта представлены в завуалированной форме, где характерные особенности объекта присвоены хорошо известным  предметам и явлениям, но выражены в образной форме. Примеры загадок:

 “Без окон, без дверей, полна горница людей.” (Огурец).

“Два конца, два кольца, а посередине гвоздик” (Ножницы).

При составлении таких загадок используют соответствующий прием: для биологического объекта подбирают объект из другой области знаний и перечисляют общие для них особенности, часто в рифмованной форме. Пример 1:

Талия моя тонка,

При размножении видна.

Когда с сестричкою прощаюсь –

В этом месте изгибаюсь.” (Хромосома во время митоза)

Загадка может содержать биологические термины, способствующие правильному отгадыванию. Пример 2:

Сидят две девицы –

В руках спицы:

Аминокислоты для них пряжа,

Белки из этой пряжи вяжут.” (Рибосома, состоящая из двух субъединиц)

Можно ограничиться более простым приемом: представить обычный тестовый вопрос в стихотворной форме. Пример 3:

Нахожусь я в атмосфере;

Миллионы лет при деле:

Защищаю как родное

На планете все живое" (Озоновый слой)

При составлении загадки можно взять в качестве основы хорошо известное стихотворение.

Пример 4:

Кто стучится в стенку мне

С мощной бомбой  в голове?

Ну, конечно, это он –

Самый быстрый - чемпион!" (Сперматозоид)

Для облегчения процедуры отгадывания в текст задачи специально вводят специфический термин. Например, преобразовав предыдущую загадку, получаем:

Кто стучится в стенку мне

С акросомой в голове?

Ну, конечно, это он –

Самый быстрый - чемпион!"

Загадка может содержать незаконченную фразу, в которой пропущен ответ на загадку. Пример 5: 

Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел .... (Митоз)

 

Чтобы составить загадку, необходимо:

·  хорошо знать учебный материал;

·  обладать развитым образным мышлением;

·  уметь рифмовать слова и фразы.

 

3.  Как работать с загадками.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с загадками:

·  Составление новой загадки.

·  Составление краткого рассказа по готовой загадке.

·  Преобразование загадки в тест второго уровня, требующий краткого однозначного ответа.

·  Отгадывание загадки.

 

4. Организационные формы работы с загадками.

·  Самостоятельно при выполнении домашней работы

·  Самостоятельно на практическом занятии

·  В составе малой группы с последующим конкурсом на лучшую загадку, составленную по выбранной теме или термину

·  В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить загадку.

·  При выполнении контрольного задания на отгадывание загадок, написание рассказа по загадке или преобразование ее в тест второго уровня, требующий краткого однозначного ответа.

·  Отгадывание во время устного фронтального контроля знаний

 

5. Попробуйте отгадать следующие загадки (загадки с меткой* составлены студентами первого курса – участниками Био-КВН).

2006-2007 учебный год

Загадка 1.

Комплементарность двух моих частей –

Уже не тайна для людей!

Я больше не загадка века –

Геном прочитан человека!

 

Загадка 2.

Мы – громаднейший таксон;

Будет быстро узнан он:

В нас кольцевая ДНК,

С мембраной связана она.

 

 Загадка 3.

Я небольшая, с виду - шар.

Нанести могу удар:

Храню в себе я гидролазы;

Прочь бактерии, заразы! 

 

Загадка 4.

Тройной прыжок, один, другой,...

Скачу всем телом, не ногой!

Приходит стоп-кодон - приказ:

"Мною выполнен заказ!"

 

Загадка 5.

Я - комплекс всяких отношений

И требую всегда решений;

Кто и как, когда и где

Адаптирован к среде!

 

Загадка 6.

Я - самый важный механизм;

На мне построен дарвинизм:

Кто не ладит со средой -

Будет уничтожен мной.

 

Загадка 7.

Я - непослушное дитя природы;

Све творю себе в угоду;

Земли ресурсы истощаю,

Биоценозы разрушаю

И смысл жизни постигаю!

 

Загадка 8*.

Во многих царствах клеток

Живет она всегда.

Она для нас как лето,

Она всегда тепла!

Универсальнейший продукт

Ее всем нужен там и тут!     

 

Загадка 9.

Прошло уже так много лет,

Но помним мы о шевалье:

Он дал название науке,

Что познаем мы с вами в муке!  

 

Загадка 10*.

Три фермента за столом

Рассуждали вечерком:

Чья структура их белка

Всех нужней для ДНК?

 

“Если б я был с ДНК,

Я б зачал с ней РНК!” –

Говорит фермент один

“Я нужнее, я один!”

 

“Вот если б я был с ДНК,

Я б зачал с ней ДНК!” –

Говорит фермент второй

“Для нее я как родной!”

 

“Ну-ка, ну-ка, помолчите,

На меня вы поглядите!

Нужен всем вам только я

Я ж расплетаю ДНК!”

 

Три фермента за столом

Завершили спор о том,

Кто нужней для ДНК.

Их назвать теперь пора!

 

Загадка 11*.

Это - хитрая система:

Разобраться – ваше дело!

Рибосомы, ЭПС

Из белков сварганят смесь.

 

Здесь и Гольджи аппарат,

Все белки принять он рад,

А затем упаковать,

В лизосомы переслать.

 

Есть каналы, пузырьки;

Перемещаются они …

Эндосомы есть с секретом, …

Поспешите же с ответом! 

 

Загадка 12*.

Гормонов синтез, кальция депо,

А в печени токсины разрушает –

Вы это все запомните легко,

Сказав, кто это в клетке выполняет.

 

Загадка 13.

Лиганд с рецептором сближаются,

Комплементарно прижимаются, …

Мембрана в ямке впячивается

И в пузырек сворачивается.

Какой процесс, скажите без сомнения,

Включает эти превращения? 

 

Загадка 14.

Процесс в клетке происходит,

К ее гибели приводит.

Экзекуция в нем есть.

Назовите процесс весь!               

 

Загадка 15.

Свойство жизни есть такое:

Оно для каждого – иное.

Отличаюсь я, подруга,

Как все кошки друг от друга.”         

 

Загадка 16.

В рибосому прихожу,

Там кодоны узнаю,

А потом, а потом,

Все кончается белком!

      Так мы о ком?

 

Загадка 17*.

Побежали обезьяны…..

Закричали голосами…..

Застучали молотками…

Подхватили топоры…..

Оглянуться не успели…

Им пришли на смену мы!  

 

Загадка 18*

Внешняя среда –

Далеко не ерунда!

Кто к ней приспособиться сможет,

Тот развитию поможет.

Виды все как на подбор.

В ней естественный отбор

Все, что надо, сотворит,

Весь процесс ты назови! 

 

Загадка 19*

Шаперон и кальций, подхватив белок,

Закрутили, завертели…

Радикалами одели,

Чтоб раскрутить никто не смог.

Назови же, наконец,

Сей загадочный процесс!  

 

Загадка 20.

Эта плоская структура

Как берет у трубадура.

С хондросомой  есть отличие –

Тилакоиды в наличии.  

 

Загадка 21*.

В организме человечка

Я нашел себе  местечко:

Эндокринная железа –

Моя постоянная среда.

Соединяю ЭПС с окружающей средой.

Отгадай: кто я такой?

 

Загадка 22*.

Есть длиннющий паразит;

И он всех нас удивит:

Цикл жизни весь пройдя,

Очутится у меня!

 

Загадка 23*.

Плывет крупный органоид,

С виду – точно огурцоид.

В нем рибосомы есть и кристы;

Мембраны две; одна бугриста.

 

Загадка 24*.

С хвостом, но не птица;

К подружке стремится.

И если с нею повстречается –

Прелестный плод любви рождается!

 

Загадка 25*.

В двадцать первой комнатушке

Не расстались две подружки;

К ним пришла еще одна,

И случилась тут беда.

Назовите нам синдром,

Если вами узнан он.

 

Загадка 26.

Эта фабрика сложна,

В ней ресурсов дополна!

Может всем нас обеспечить;

В ней – свидания и встречи…..

Должны заботиться о ней:

В ней здоровье всех детей!

 

Загадка 27.

Какой вилкой нельзя кушать,

О ней вам можно только слушать?

 

Загадка 28.

У куба есть углы и ребра. А у какой пространственной структуры ребра есть, а углов нет?

 

2007-2008 учебный год

 

Загадка 1.*

     Вот шеренги две солдат

В охранении стоят.

Сапоги у них в жиру;

Пройти сквозь них я не могу:

Пропускают тех они,

Кто по свойствам им сродни.

Назовите нам солдат,

Что в охранении стоят!

Загадка 2.*       

     Вот кареты; в них сидят

Двадцать молодых девчат.

В тех каретах, что несутся,

Девчата встречи ждут; дождутся:

Как до места доберутся,

Все в шеренгу соберутся.

Перестаньте же молчать,

Назовите нам девчат.

Загадка 3.*  

     Эти нити не простые,

Полосатые, большие.

Натыкаюсь на них сразу,

Изучая интерфазу.

Они не делятся, не рвутся.

Как тогда они зовутся?

Загадка 4.*     

     Мало мест, где нет его.

Вот он строит волокно,

Что приводит нас в движенье,

Вызывая восхищенье.

Шесть цепей имеет он.

Назовите, кто же он.

Загадка 5.*

Я не жирный, я не гусь,
И воды я не боюсь
Растворяюсь без осадка,

Часто я бываю сладким,

То я - соленый, щелочной, ...

Назовите же, какой?

Загадка 6.* 
Что внутри структуры рибосом
Как раз подходит под кодон?
Он в той, что мономер приводит
Туда, где синтез происходит.

Загадка 7.* 

Я живу не в грязной луже –
Мне кишечник домом служит.
И тепло, и сытно в нем,
Шведский стол: что хошь берем.
Коли что не по нутру –
Просверлю в кишке дыру.

Загадка 8.*
С хоботком, но не слоненок,

Пищу пьет он как ребенок.

         С усами он, а не мужик.
Частенько он на нас сидит.

 

         Редка щетина в тех усах;

         Всегда он о шести ногах.

         О нем никто не забывает.

         Кто он? Как называют?

Загадка 9.*

Нравятся мне ваши дети!

Заражаю тех собой,

Кто, забывая все на свете,

Не моет рук перед едой!

Я в кишки их попадаю

И в ворсинки проникаю.

Созревая, размножаюсь.

Я очень мал! Как называюсь?

Загадка 10.*

Я худа, длинна, бедняжка!

Мне живется очень тяжко:

Я не сплю ни днем, ни ночью,

Я устала очень-очень.

У меня ведь даже нет

Перерыва на обед.

Ко мне часто подбегают,

Мои страницы раздвигают,

Их немного отгибают:

Информацию читают!

Загадка 11.* 

Была я раньше клеткой;

Потом рукою меткой

В другую брошена была;

Клонировала там саму себя;

И вступила в симбиоз –

Вот такой ароморфоз!

Кто я?

Загадка 12.*    

Назови нам поскорей

Взаимоотношение людей:

Один работать заставляет,

Другой работу выполняет,

Смиряясь с положением своим;

Он тем унижен и гоним,

Психологически раним, ...

Загадка 13.*

Среда для жизни важная,

Весьма разнообразная.

В ней живем на этом свете,

И портим дымом сигаретным.

Часть ее всегда под нами,

Топчем мы ее ногами.

Отвечай же поскорей,

Что за среда тебе милей?

Загадка 14.*  

Кто сам себя питает,

Газ в глюкозу превращает,

Цепь пищевую начинает

И других не поедает.

Это что за автотроф

Первым быть всегда готов?

Загадка 15.*

Есть в ЦНС реакции одни.

Они с рожденья нам даны.

От холода, жары спасают,

Уйти от смерти помогают.

Нужны, чтобы еду переварить

И девушек весной любить!

Что это за реакции?

Загадка 16.*

Мы все растения опасные,

Мы все с колючками ужасными.

Воду держим в тканях долго,

За жизнь боремся упорно.

Где озарения моменты?

Кто мы? Конечно,  ..... 

Загадка 17.*

Вперед я делаю шажок,

И плывет ко мне дружок.

Письмецо его читаю,

Его подарок забираю.

Письмецо не по нутру –

Быстро друга прогоню.

Буду следующего ждать,

Чтоб цепочку довязать.

Кто я и чего вяжу?

Сразу вам я не скажу.

Думайте быстрее сами,

Мысли выдайте словами!

Загадка 18.* 

Утром спит и отдыхает,

К обеду яйца  выделяет:

Они без крышки, есть шипы;

В моче резвятся от души.

Кто я такая, где живу?

Ответ скорее дать прошу!

Загадка 19.*

Не строитель он метро;

У людей живет давно.

Ходы в коже он прокладывает,

Яйца в тех ходах откладывает.

Загадка 20.*    

Сорок шесть солдат

В семь рядов стоят.

Все красавцы на подбор.

Их – удвоенный набор.

И когда ее составляют,

Их строго в паре размещают.

Кто она и кто они?

Ну-ка, быстро назови!

 

        Отгадав загадку, составьте краткий рассказ по ее содержанию, отразив в нем все упомянутые в загадки понятия и внутренние связи.

 

Примечание. Все загадки опубликованы в учебном пособии “Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского университета” /В.Н.Фросин. – Казань: ООО “Диалог-Компьютерс”, 2008.

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©