Конкурс "Биология в стихах"
Лечебно-профилактический факультет (1 поток)
Неполное доминирование.
(Автор - Назарова Рита, 1103)
Старый садовник растил цветы
Для госпожи из далекой страны.
Решил: “Красный цветок, что вырос в саду,
Ночной красавицей я назову.”
Старый садовник срезал цветы,
Послал госпоже той далекой страны.
С цветами послал он цветов семена.
И ждал, что и когда ответит она.
Быстро промчалось несколько лет;
Получен садовником странный ответ.
“Добрый садовник! Ваши цветы
Были, бесспорно, когда-то красны.
Придворный садовник ткнул в один ряд
Горсть семян ваших и белых подряд.
Следующим летом цветы расцвели:
Все розовы были – цвета зари.
Многие годы придворный знаток
Детально исследовал странный цветок.
“Красавица ночная – говаривал он –
Лишь подтверждает важнейший закон.
Два доминанта в цветок попадет,
Красного цвета цветок зацветет.
Если ж аллели те два рецессивны,
То в белом цветении будут повинны.
Разных аллелей имеем набор –
Все розовы дети как на подбор.
Нам ты не веришь – возьми и проверь,
Что доминантный – не сильный аллель!”
Лечебно-профилактический факультет (2 поток)
Биологический круговорот веществ
(Автор - Созинова Арина, 1107)
Есть один прекрасный край
Солнца там хоть отбавляй!
Толстый гумус в почве был.
Дождик с неба часто лил.
В крае том взошла трава,
Продуцент она была.
Заяц мимо пробегал,
На лугу траву щипал.
Он решил остаться там,
Всю семью привел к лугам.
Заяц- первый консумент;
Но беды настал момент.
Волк про край этот узнал,
Подкрепится прибежал.
Зайцев он перепугал,
Вторым консументом стал.
Умер заяц, нет и волка.
И от них не стало б толку ...
Но бактерии пришли,
Разложенью помогли.
Их назвали – редуцент,
Наш последний компонент.
Из органики смогли
Сделать гумус для земли.
Вот и замкнулась наша схема,
Имя ей – экосистема!
Снова был прекрасный край,
Солнца там хоть отбавляй ...
Педиатрический факультет
Трансмембранный перенос
(Автор – Зямилева Нурия, 2105)
В программе важный есть вопрос:
Трансмембранный перенос.
Знакома мне классификация
Разных видов транспортизации.
Есть пассивная транспортизация
По градиенту концентрации.
АТФ здесь не затрачивается,
Внутрь все диффузией закачивается.
Кислород, газ углекислый,
Натрий с калием хлористым ....
Туда, где меньше их, идут,
И многие заряд несут.
Облегченной диффузия быть может;
Тут ей всегда белок поможет
Ион, молекулу переместить,
Чтоб в цитоплазме разместить.
Он также АТФ не расщепляет,
По градиенту всех перемещает.
В процессе осмоса, одна
В клетку движется вода.
Вода всегда туда идет,
Где множество ионов ждет.
А есть активная транспортизация
Против градиента концентрации
С участием белков-переносчиков –
Самых нужных в мире грузчиков.
Натрий-калиевая - АТФаза
Два иона тащит сразу.
Белок легонько поворачивается
И калий внутрь тогда закачивается.
Есть мембранный перенос –
Назван он “эндоцитоз”.
Фаго-: крупных пожираю,
Пино-: жажду утоляю.
Дам ответ и на вопрос
Про рецепторный эндоцитоз.
Лиганд с рецептором сближаются,
Комплементарно прижимаются, …
Мембрана в ямке впячивается
И в пузырек сворачивается.
В клетках есть экзоцитоз;
Механизм не сложен, прост.
Пузырьки в клетке рождаются
И к мембране приближаются.
Пузырьки с нею сливаются,
И вещества освобождаются.
Завершаю я классификацию
Разных видов транспортизации.
Оцените качество, старание.
Благодарю всех за внимание.
Медико-профилактический факультет
Борьба за существование
В потомстве рыбы рыбок много;
Детей поменьше – у осьминога.
Кормов на всех им не хватает ...
Часть их как жертва погибает.
До зрелости немного доживает-
Тот, кто опасность избегает.
Сказал, увидев это, Дарвин: “Да,
В природе сила есть – борьба!”
Вот зайчик прыгает на поле,
И серый волк в кустах сидит,
А рыжая лиса на склоне
За серым зайчиком следит.
За травкой зайчик наклонился,
И тут к нему со всех сторон
Бежит и волк, бежит лисица,
Летит к нему стая ворон.
Они друг другу помешали,
Трусишку зайца не поймали.
То, что здесь мы наблюдали,
Межвидовой борьбой назвали.
Вот перед нами две лисы;
У них все так похоже:
И зубы, уши, и носы,
И лапы, ...,в общем, схожи..
Одна лисица, мышь поймала,
На луг слегка присела.
Лиса другая, их увидев,
Есть тоже захотела...
В своей борьбе они устали,
И мышь – добычу – потеряли.
С какой мы встретились борьбой?
Всем ясно! Внутривидовой!
У растений корень длинный,
Плоский лист длины аршинной,
Шерсть на коже у зверей,
Перепонки у гусей ....
Есть особая “борьба”,
Сразу всем она видна:
С ветром, холодом, водой, ...
Ну, короче, со средой.